Нижегородские корни скандала «Росагролизинга»

В серии российских коррупционных скандалов, резонансно прозвучавших в ноябре, «дело «Росагролизинга», в котором замешана экс-министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, стало одним из наиболее громких. Однако не все знают, что у этого скандала обнаружены… нижегородские корни.

Как украсть 40 миллиардов

Напомним, Елену Скрынник, проживающую сейчас за границей (преимущественно во Франции), обвиняют в том, что «благодаря» ее действиям государственная компания ОАО «Росагролизинг» таинственным образом лишилась 40 миллиардов рублей. Сама Скрынник называет все обвинения, прозвучавшие в выпуске программы «Специальный корреспондент» телекомпании «Россия-1», домыслами, утверждая, что с момента назначения министром не имела к холдингу никакого отношения (пост гендиректора «Росагролизинга» Скрынник занимала до конца 2008 года). Однако ее оппоненты настаивают, что даже после ухода из «Росагролизинга» в правительство РФ глава Министерства Скрынник сохранила контроль над компанией через своих бывших ставленников, в частности, Леонида Орсика, который сменил Скрынник на посту главы «Росагролизинга».

Однако 31 декабря 2009 года Орсик скоропостижно скончался. В компанию пришло новое руководство, после чего и начали вскрываться факты серых схем, по которым расхищались миллиарды государственных средств.
Обвинители Скрынник в качестве доказательств ее коррумпированности называют наличие у нее недвижимости за рубежом, которую невозможно купить ни на директорскую, ни на министерскую зарплату. В частности, Скрынник приобрела поместье во Франции стоимостью 10,8 миллионов евро. Причем 8 миллионов она вложила наличными! Достоянием общественности стали и схемы, позволившие уводить деньги госкомпании за границу.

Как исчезали тракторы

Задачей «Росагролизинга» является обеспечение сельскохозяйственных предприятий страны профильной техникой. На этом и наживались. Схема была до банальности проста. Агрофирмы приобретали у госкомпании, скажем, трактора или комбайны. Делали первый взнос, а потом говорили, что денег нет, но можно расплатиться «натурой» — зерном, овощами, топливом, удобрениями. Покупать все это напрямую «Росагролизинг» у фермеров не имеет права. Поэтому в игру вступает «третья сила» — посредническая (подставная) фирма. Она и забирает у сельхозпроизводителя товар, за который государственный холдинг сразу расплачивается. А получатель товара обязуется в течение пяти лет оплатить долги покупателя сельхозтехники.

Разумеется, образовавшуюся задолженность потом никто не гасил. Она либо примитивно списывалась под статью «невозвратные средства», либо «зависала» на неких «мертвых душах». При этом тот реальный трактор, автомобиль и пр., с которого все началось и который должен был стоять на балансе «Росагролизинга», пока за него не выплатили всю стоимость, отчуждался агрофирме сразу, как только поставлялся «бартер» посреднику. Получается, товара в «Росагролизинге» тоже нет! Только по одной этой схеме из компании исчезло 9,5 млрд. Задолженность накручивалась, как снежный ком…

— В 2010 году наступил коллапс неплатежей, — рассказывает старший советник гендиректора «Росагролизинга» Евгений Зеленский. — Фикция процветала. На бумаге сотни тысяч, миллионы тонн зерна якобы поставлялись, но мы запросили данные у РЖД — не было таких перевозок, — добавил Зеленский.
Надо понимать, что техника — трактора, грузовики, комбайны или оборудование для элеваторов — самим
«Росагролизингом» не производилась, а закупалась на кредиты. Зачастую у посредников и по явно завышенным ценам. Например, элеваторное оборудование госхолдинг покупал у ЗАО «Элеватор-сервис» за 450 миллионов рублей при истинной рыночной стоимости всего 250 миллионов. А, скажем, КамАЗы «Росагролизинг» покупал не на заводе-производителе, а у некой фирмы «Авто-Агромаш», курируемой братом Елены Скрынник Леонидом Новицким…

Пути аферы привели в Нижегородскую область

В результате реализации вышеупомянутых серых схем в проигрыше оказывался «Росагролизинг». То есть государство. А в выигрыше – партнеры холдинга. Но какая выгода от этого начальникам госкомпании? Получается, никакой! С одним, правда, исключением. Если только руководство сельхозпредприятий на местах изначально не вступает с теми в сговор и украденные бюджетные деньги не «пилятся» по-братски… Но в таком случае страдают и агрофирмы, на которых повисают невозвратные долги?
И вот это-то должно особенно насторожить нижегородцев. Поскольку наш регион активнее других участвовал в сельскохозяйственных аферах. «Две трети контрактов «Росагролизинга» приходились на три региона — Липецкую, Тамбовскую и Нижегородскую области. Именно там нашлись горе-аграрии, которые согласились участвовать в подлоге», — утверждает Евгений Зеленский.

В Нижегородской области самые большие претензии в связи со скандальным делом «Агролизинга» появились к агропромышленному холдингу «Сантимир», возглавляемому заместителем министра АПК еще в администрации губернатора Ходырева — Зинятуллой Ситдиковым. По словам Зеленского, «Сантимир» взял у «Росагролизинга» 4 миллиарда рублей на закупку техники. Но потом неожиданно обанкротился. Причем имущества у агрофирмы было обнаружено всего на 800 миллионов рублей. Куда делось остальное – до сих пор неизвестно.

Элеватор, банкротство, уголовное дело

В реальности, дочерняя фирма компании «Сантимир», ООО «Ревезень», брала в долг у «Росагролизинга» деньги, в частности, на постройку мощного элеватора в Перевозском районе. Она и впрямь обанкрочена. И действительно, главным управлением МВД РФ по Нижегородской области возбуждено уголовное дело по факту мошеннического хищения 28 миллионов рублей, служивших компенсацией процентной ставки по кредитам коммерческих банков для строительства вышеупомянутого элеватора. По версии следствия, одалживая деньги на строительство элеватора в ряде коммерческих банков, руководство ООО оформило льготные кредиты с компенсацией части процентной ставки по кредитам из средств областного бюджета, которые в итоге были использованы не по назначению.

После того, как договоры с подрядчиками, строившими элеватор и подъездные пути к нему и поставлявшими оборудование, были расторгнуты, областные власти не были поставлены об этом в известность, а целевая бюджетная компенсация не возвращалась, отметили в региональном управлении МВД. Потерпевшим в данном случае следователи считают министерство сельского хозяйства Нижегородской области как распорядителя бюджетных компенсаций…
При этом в ООО «Ревезень» не считают, что нарушили закон. «Никакого криминала с нашей стороны нет и не было».
— Ранее в МВД по ПФО уже пытались возбудить дело по этому поводу, но не нашли состава преступления. Мы построили крупнейший в Евразии элеватор с сушкой, который может принимать 12 тыс. т зерна в сутки. Он был введен в эксплуатацию еще в 2009 году, сейчас в нем хранится 60 тыс. т государственных зерновых запасов. Кроме того, агрохолдинг инвестировал 3 млрд руб. в сельхозобработку залежей — заброшенных и заросших полей, которыми до нас никто не занимался годами. Мы — крупнейший товаропроизводитель в регионе, дайте нам спокойно работать! Никто никакие субсидии не крал, все до копейки было вложено в производство, — заявил в комментариях журналистам управляющий компании.

Однако нынешнее руководство «Росагролизинга» придерживается совершенной иной точки зрения. Евгений Зеленский утверждает, что строительство «крупнейшего в Евразии элеватора» в Перевозском районе, предназначенного в том числе для хранения государственного хлебного запаса, с самого начала было задумано как афера века. Зеленский рассказывает: «На деньги «Росагролизинга» строился элеватор, на котором хотели хранить зерно из так называемого стратегического запаса (Госрезерва). По бумагам элеватор числится «что надо», в реальности выстроен много меньшего объема… Я лично с рулеткой все облазил, сам мерил», — рассказал Зеленский прессе. — Потом туда поступало зерно Интервенционного фонда — на хранение. Приходит больше, чем физически элеватор может вместить (хотя по документам его вместимость позволила бы хранить такой объем). Спрашивается, как так получилось? На самом деле зерно давно украли, поставка — только на бумаге…

Зеленский рассказывает, что когда он это все проведал, лично поставил вопрос перед замминистра сельского хозяйства и соратником Скрынник Сергеем Королевым. Дескать, как вы могли подписать акт о готовности элеватора в Перевозе? Королев, по словам Зеленского, парировал, что акты о готовности элеватора он подписал без выезда на место — «Что, все самому лично, что ли, проверять?!». Однако сразу же напугался. В элеватор спешно добавили необходимое и быстро довели его до нужного объема и содержания. Во избежание серьезного скандала. Зато мифическое зерно Госрезерва продали той же фирме, которая его якобы государству ранее и поставляла. Да так, что фирма еще и заработала на этом!

Более того, когда сотрудники «Росагролизинга» прибыли в Нижегородскую область с проверкой, то подверглись реальному нападению. В стиле 90-х годов. По словам Зеленского, сотрудники агрофирмы сначала перекрывают дорогу, потом подгоняют трактор, цепляют тросом машину инспектирующих работников, пытаются столкнуть ее в кювет, водитель маневрирует и врезается в авто рядом. Любопытно, что местная полиция в скандал предпочла не вмешиваться. «Это их частная дорога, что хотят, то и делают», — вяло прокомментировал офицер полиции.

В том же Перевозском районе в прошлом году случилась и вовсе анекдотическая ситуация. Представьте: поле, занесенное снегом, полное неубранного хлеба. Убрали только для вида вдоль дороги. Хозяин поля мог бы вообще не сеять ничего, деньги «Росагролизинга» он с менеджерами компании уже «попилил». Но он захотел получить еще и господдержку. А для этого пришлось деятельность имитировать. Инспекторы появились в его хозяйстве 25 декабря. Тогда хозяин, не мудрствуя лукаво, выгнал дорогущие американские комбайны на заснеженные поля (на фото) и заявил, что проверяющие «срывают ему уборку». Местные жалуются: страшно из дома выйти, на полное хлебом поле сбежались дикие звери со всех окрестностей: никогда животинам такой малины не было, чтобы зимой — и колосья!

Кстати, в деревне Ключищи Краснооктябрьского района горы зерна, выброшенного на улицу, гнили еще долго. По данным сельчан, клевавшие его птицы даже дохли от обжорства!

Куда смотрели?

Самое любопытное, что обо всех этих нарушениях было известно уже довольно давно. Виктор Зубков, будучи вице-премьером, особо активно педалировал на Нижегородскую область. Он выпустил аж четыре поручения губернатору Шанцеву и потребовал, чтобы там зерно хранили нормально. И прекратили мошенничать с оборудованием элеваторов.

Однако в ведомстве Шанцева на это никак не отреагировали. Напротив, правительство Нижегородской области грудью вставало на защиту компании «Сантимир» и требовало прекратить нападки на «эффективных аграриев». Возможно, роль сыграли связи и авторитет Зинятуллы Ситдикова?

И вот теперь мы наблюдаем печальный итог всего этого: гигантские долги, банкротство, уголовные дела. Сельскохозяйственная империя Ситдикова может рухнуть. А ведь это порядка 30 хозяйств в нескольких районах и 90 тысяч гектаров обрабатываемых земель Нижегородской области…

Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

Для справки
Компания «Сантимир» обрабатывала свыше 120 тыс. га сельхозземель в Нижегородской и Ульяновской областях, выращивая пшеницу, кукурузу, горох, сою, подсолнечник, прочие культуры. Руководитель – Зинятулла Ситдиков.

Ситдиков работает в нескольких районах Нижегородской области. По разным оценкам, он контролирует от 25 до 35 хозяйств. В настоящий момент пребывает под домашним арестом. Следствие продолжается.

газета «Ленинская смена» , №51

 

17.12.2012   Рубрики: Мониторинг СМИ

Один комментарий

  1. Екатерина - 02.01.2013

    ну и ну… слов нет просто,воруют в открытую «эффективные агарарии» и Ко)под прикрытием эффективных губернаторов.

Написать комментарий




Павлово или как чаще говорят Павлово-на-Оке – город в Нижегородской области России, центр муниципального района - Павловского. По сохранившимся документам поселение известно с 1566 г. Статус города присвоен в 1919 г. Население 62.5 тыс. человек. Телефонный код +783171. Почтовый индекс 606100.

Условия размещения рекламы | Правила ресурса Селяне.ру | О сайте | Возрастная категория сайта 16+
Создание сайтов в городе Павлово-на-Оке