Карстовый провал в семи километрах от будущей Навашинской АЭС
Залатать «сито» — по-видимому, такую цель поставили перед собой государственные службы Навашинского района Нижегородской области, когда с завидной регулярностью по весенней оттепели текущего года, исподволь, насмешливо зияя бессовестными воронками, с глубины начали проявляться карсты… не где-нибудь, а совсем рядом с будущей площадкой под Нижегородскую АЭС, так усиленно провозглашаемую во всех отношениях безопасной и оптимальной.
Ранним утром 6 мая 2012 года в деревне Коробково Навашинского района, что в семи километрах от площадки Монаково, у крайнего дома произошел обвал земли. В результате происшествия значительная часть огорода и забора ушли глубоко под землю, а к самому жилому дому протянулась трещина. По оценке владелицы участка образовавшаяся яма составила 10х10м в диаметре и глубине.
За день до этого, 5 мая на подъездной к Коробково дороге также произошел обвал, немного меньший по размерам — ориентировочно три метра глубиной, дно ямы было заполнено водой. Расстояние между обоими провалами — менее 20 метров.
Реакция навашинских служб была молниеносной и последовала сразу же после первого обвала 5 мая. Насколько тщательными были геодезические исследования, и были ли они вообще в тот день, история умалчивает. «Решение» проблемы карстов «по-навашински» оказалось незатейливо простым: 3 самосвала песка, выгруженных в яму провала…
Когда 6 мая, на удивление вчерашних старателей, поступила информация о новом провале, дорожные и спасательные службы продолжили избранную тактику «залатывания сита». Только в этот раз вместо трёх самосвалов потребовалось двадцать, да и «работать» пришлось практически целый день. К тому же, в связи с непосредственной угрозой для жизни жителей деревни, все-таки были приглашены специалисты по почвам для анализа протекающих в земле процессов. Однако… Как и следовало ожидать, и в этом моменте, было проявлено много оригинальности — геодезисты прибыли на место происшествия уже после того, как яма была практически заполнена песком.
Со слов местных жителей, в результате работы геодезистов, которые помимо периметра обвала измерили и обследовали еще некоторое количество жилых домов деревни с участками, были озвучены в приватных разговорах неутешительные прогнозы — никаких гарантий на поведение местных почв ученые дать не могут, а процессы, протекающие в недрах земли повышено активны, а потому непредсказуемы..
К слову сказать, официальную угрозу для жителей сравняли с нулем в тот же момент, когда видимые последствия обвала были устранены. Временное отселение хозяйке пострадавшего дома предлагалось только на день спасательных работ. Дальнейшая судьба и самого дома с трещиной посредине огорода вместе с его владелицей, и всей деревни остается во власти динамики карстовых процессов. Ведь предсказать, где в дальнейшем цепное движение карстовых пустот выйдет на поверхность — в месте уже имеющейся трещины или на другом конце деревни — и каковы будут его масштабы, не может никто. Между тем в Коробково насчитывается порядка 500 домов.
Наталья Сергеева, владелица пострадавшего участка: «Проживаю в этом доме постоянно уже 10 лет. Несмотря на то, что фундамент у дома очень хороший, когда по трассе на Нижний Новгород идет большегрузный транспорт — ощущается, как земля под домом содрогается, хотя расстояние от дороги не маленькое… Неприятное такое ощущение, всегда думала, что мне кажется просто, а вот что приключилось. Теперь половины забора нет, как восстанавливать не знаю. А яма просто засыпана, не трамбовали её, хоть и обещали, что трактор пришлют, да и вообще метра 1,5 до поверхности не досыпали, насколько это безопасно не знаю. Ну и трещина осталась, к дому идет…»
Опасения жительницы Коробково выглядят весьма обоснованными с учетом комментариев Олега Кузичкина — доктора технических наук, профессора Муромского института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г.Столетовых: «Коварство данного конкретного провала в Коробково заключается в том, что образовался он по типу вертикальной трубы с крутыми краями, когда еще не сформировалась карстовая воронка, что предполагает дальнейшее осыпание обвала по вертикальным краям. Возможен и уход обвала в какую-либо сторону, спровоцированный строением почв. Участок требует тщательного исследования, чтобы можно было сделать вероятностный прогноз дальнейшего развития событий. Меру навашинских служб по засыпанию провала можно считать условно противокарстовым мероприятием, так как это может только на время затормозить протекающие процессы и растянуть обвал во времени. Песок и земля, выгруженные в яму провала, сейчас будут иметь тенденцию оседать и уходить в пустоты, соответственно и процессы будут продолжаться. То есть на первых этапах данную меру можно считать оправданной, однако далее требуются серьезные мониторинговые и противокарстовые мероприятия. Риск для данного конкретного дома, в огороде которого произошел провал, несомненно, велик.»
Напомним, что проявления карста в радиусе 10 км от площадки происходят довольно часто. Об этом свидетельствуют зафиксированные в геодезической литературе факты, как например, общеизвестные провалы в Чуди. Подтверждением этого выступают также данные Муромского института. Последние можно назвать «полевыми» данными, получаемыми в результате исследовательских работ в рамках общественно-научного мониторинга будущей площадки Нижегородской АЭС, проводимой как альтернатива ведомственным формальным процедурам.
Доктор технических наук, профессор Олег Кузичкин: «Данный провал в Коробково произошел всего лишь в семи километрах от площадки Монаково. Это в очередной раз свидетельствует о крахе выдвинутой проектировщиками Нижегородской АЭС теории о «древнем и спящем» характере поокского карста. Напомню, что в октябре прошлого года в четырех километрах от площадки в селе Чудь Навашинского района также около жилого дома произошел провал. Помимо этого, собственные наши мониторинговые исследования почв вокруг площадки свидетельствуют о постоянных разного размера карстовых проявлениях. А ведь по замыслу проектировщиков данная территория должна предназначаться для сложнейшей сервисной инфраструктуры под строящуюся АЭС, включая транспортировочные пути под ОЯТ и прочие нешуточные вещи. Гарантировать их безопасность и надежность в данных условиях не сможет никто. Официальный же мониторинг площадки, который затребован от проектировщиков Ростехнадзором, ограничивается периметром двух блоков, что, конечно же, недостаточно. Да и участок в периметре под энергоблоки вызывает много вопросов. В целом, ситуацию по карстоопасности можно охарактеризовать так: один квадратный километр условно устойчивой земли и вокруг сплошной «сумасшедший дом»…»
Ну, а пока общественники думают и анализируют, государственники трудятся, не задаваясь лишними размышлениями — некогда, надо же «сито латать»…
Поделиться в соц. сетях
12.05.2012 Рубрики: Мониторинг СМИ
Написать комментарий