Летом в Лаптеве

Поле

Иметь домик в деревне всегда было заманчиво для горожан. Хотелось хотя бы в короткое время отпуска подышать свежим воздухом, навестить леса, поесть свежих фруктов и овощей прямо с куста и с грядки. Нашему домовладению в любимом Лаптеве уже около полутора десятка лет.

Пора сенокосная, а где косари?

Помните слова в стихотворении Некрасова: «Вишь, пора-то сенокосная, вся деревня на лугу»? До недавнего времени нам еще удавалось увидеть похожую картину в летние дни. Теперь на лугу не увидишь не то, что всю деревню, даже одинокого косаря. Чтобы сделать фотографию, еще поискать надо. Луга остались, люди тоже. Не остается домашнего скота, ради которого потели сельчане от зари до темна в короткую пору сенокоса. «Скоро и коров–то можно будет увидеть только в зоопарке»,- пошутила моя соседка.

Домик окнами в сад

О выгодах своего подворья и раньше рассуждали с оговорками, теперь и вовсе. Какие уж тут выгоды, когда и семена подорожали, и удобрения, и транспорт и т.д., и т.п. И все-таки никто из горожан деревенские избы без весомых причин не бросает, наоборот, мои знакомые то и дело спрашивают: «Нет ли в вашей деревне домов на продажу?». А ведь цены на них сейчас выросли до семизначных сумм.
Лаптево по каким-то давно сложившимся традициям называется деревней, хотя здесь имеются все признаки села. Есть сельский Совет, почта, фельдшерско-акушерский пункт, даже небольшой завод «Луч», производящий шорную и другую фурнитуру.
Большинство трудоспособного населения работает на павловских предприятиях или в учреждениях. В школе в истекшем учебном году обучалось около 90 учеников с первого до девятого класса. В нынешнем будет больше.
Коренные жители деревни доброжелательно восприняли когда-то наш приезд. Со многими мы наладили добрые отношения, несколько соседей стали настоящими нашими друзьями.

Наша молочница

Много лет мы берем молоко у Нины Петровны Квасовой. Парное, с теплой пеной, сладкое, пахнущее луговыми травами. Или утрешнее, холодненькое, с густым сливочным настоем чуть ли не в треть стеклянной банки.
Года два назад была у нас на улице еще одна пенсионерка, у которой мы иногда покупали молоко. Мария Васильевна Новосадова — пожилая женщина, вдова. Ее дети живут неподалеку, да у них своя забота и работа, поэтому основной труд по уходу за коровой падал на старушку. Не выдержав тягот, она продала коровушку, как продали и многие другие пенсионерки. Так что, если бы не Нина Петровна, поискали бы мы этим летом молока!
Нина Петровна более тридцати пяти лет отработала на заводе «Гидроагрегат». В те годы каждое утро, прежде чем ехать на завод, она должна была подоить и накормить корову, летом проводить ее в стадо, приготовить и задать корм другой скотине.
С выходом на пенсию дела остались те же, только на завод спешить не надо. Но на пригородный автобус с кошелками и банками все равно приходится торопиться — ее городские «потребители» тоже хотят иметь молоко с утра. Поскольку горожане знают эту молочницу и ее продукцию, то ей не приходится стоять на рынке. У нее постоянные покупатели, которые встречают ее или прямо на автобусной остановке, или она несет молоко им на дом.
Ныне летом цена за литр у Нины Петровны — 20 рублей. А жирность молока никто не измерял, но никак не менее пяти процентов (умеем сравнивать сами!)

Не легко молоко достается

Все мужские и женские дела Квасовой приходится делать самой, она вдова. Как складывается ее трудовой день?
Двух дойных коров и двух телок она выгоняет в стадо. Надо убрать навоз из хлева. Представить страшно, сколько лопат приходится перекидать после четырех животных.
Сена на зиму, по возможности, Нина Петровна старается накосить сама. Для этого есть придорожные канавы, пустоши, неудобицы. В это лето травостой хороший. Нам, дачникам, он не нужен бы, замучились дорожки в саду окашивать, а животноводы радуются. Но каково высушить траву в пору беспрестанных июньских и июльских дождей! Ее и ворошили то и дело, и в кучи сгребали, чтобы от ливня прикрыть пленкой, а потом, завидев проглянувшие солнечные лучи, снова торопливо раскидывали, чтобы не пропало почти готовое сено.
Еще у Нины Петровны большой огород и картофельный участок. С посадками кое-как управилась, так колорадский жук одолел. Грядкам постоянно прополка требуется. Это мы, горожане, высадили по две пригоршни лука, по пакетику моркови и свеклы и не очень переживаем о том, вырастет ли что, надеясь на зиму на рынке все запасти. У деревенских так не принято. Овощи должны быть непременно свои. Не на базар же идти от своего огорода!
Молочную посуду надо тщательно перемыть и «выжарить». Летом проще: солнышко — великолепный дезинфектор. Зимой банки жарят в духовке. Хорошо еще, что несколько лет назад в деревню пришел газ. Газификация домов стоит дорого, пришлось Нине Петровне напрячься и брать ссуду несколько раз, зато теперь забот с топкой печей не знает. Повезло ей и с водой, не ошиблась с определением места для копки колодца. С помощью деревенских мужчин его оборудовала, купила насос, теперь по воду далеко ходить не надо. Воды, только чтобы напоить коров, надо больше десяти ведер за раз. Я, бывало, сочувствовала семидесятипятилетней Марье Васильевне, когда она по пять-шесть раз подряд ходила с ведрами на коромысле к колодцу за сто метров от дома!

Стоят ли доходы трудов?

Кто-то завидует Квасовой, которая ежедневно имеет до тридцати литров молока. Перемножьте на двадцать рублей! Но мы однажды посчитали с ней, сколько средств приходится тратить ежедневно только на прокорм скота. Если даже считать бесплатным часть заготовленного ею сена (хотя перевозить, складывать на сеновал помогают односельчане за деньги), то за концентраты, зерно, комбикорм, солому надо выкладывать немалые деньги. Причем стоимость молока в деревне за год выросла всего на 20-25 процентов, а на вышеперечисленные корма – чуть ли не вдвое. Летом еще платят пастуху по пятьсот рублей за корову ежемесячно. И получается, что на содержание скота ежедневно в среднем надо до четырехсот рублей.
Если не иметь дополнительных доходов, то пенсии сельскому жителю, как и горожанину, на достойную жизнь никак не хватит. Собственный дом, особенно старой постройки, требует постоянного ремонта. То нужно крышу перекрыть, то ее покрасить в очередной раз, то забор подправить, то оконные рамы заменить, хотя бы на деревянные, а ведь и пластиковые было бы неплохо. Время подошло погреб выложить новым кирпичом, сарай увеличить, полы в доме перестелить, стены поклеить, потолки покрыть современными плитками, чтобы мыть по весне было их легче. Перечень можно продолжать и дальше.
Вот и растят бычков и телочек в деревне, чтобы продать их на мясо городским перекупщикам и получить деньги «кучкой», а потом новых поросяток на откорм купить, или бычков, если своих не получилось.
Активный депутат
Сказать, что Квасова всю себя отдает своему подворью и света вокруг не видит, никак нельзя. Она – депутат Сельсовета, причем активно действующий.
За последние двадцать лет в деревне многое пришло в упадок. Заросли грязью и илом некогда замечательные пруды, почти непроезжими стали внутренние дороги. Водопровода нет, колодцы тоже были порядком разрушены.
Недавно избранный глава администрации и его помощники депутаты взялись за эти социальные проблемы. Много сделать они не могут из-за отсутствия средств. Но вот колодец, водой из которого мы пользуемся, очень преобразился. Там даже появилось общее ведро, которое, правда, пришлось приварить к цепи намертво, так как пристегнутые воровали несколько раз. Это сделано при непосредственных стараниях Нины Петровны.
Хлопочет Нина Петровна о престарелой соседке Галине Сергеевне Кочедыковой, которая с надеждой ждет прихода газа в свой дом. За хозяйку необходимые документы отвозила, с проектировщиками связывалась, стройматериалы помогала доставлять. Да мало ли забот связано с газификацией дома! Квасова все взяла на себя, соседке только приходится расплачиваться с исполнителями.
Многим ли женщинам подобное под силу? Почему женщинам? Мужчин, способных не то, что самим вести такое хозяйство, а хотя бы помогать женам, в нашей деревне по пальцам пересчитаешь. Может, я просто не всех узнала?
Валентина АБРАМОВА.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

27.08.2008  Метки: ,   Рубрики: Провинциальная жизнь

3 комментария (-ев)

  1. YMD - 14.04.2009

    Приятно, сидя на работе. Отвлечься, от этой надоевшей работы. Расслабиться, и читать написанную тут информацию :)

  2. Татьяна - 15.04.2009

    Спасибо, Валентина. Как будто побывала в деревне, отдохнула…

  3. Марья - 03.04.2012

    Заметка хорошая. Только напрягло
    …так как пристегнутые воровали несколько раз. Это сделано при непосредственных стараниях Нины Петровны.
    Зачем она ведра-то ворует???

Написать комментарий




Павлово или как чаще говорят Павлово-на-Оке – город в Нижегородской области России, центр муниципального района - Павловского. По сохранившимся документам поселение известно с 1566 г. Статус города присвоен в 1919 г. Население 62.5 тыс. человек. Телефонный код +783171. Почтовый индекс 606100.

Условия размещения рекламы | Правила ресурса Селяне.ру | О сайте | Возрастная категория сайта 16+
Создание сайтов в городе Павлово-на-Оке