КФХ «Лева»: земля – родное дело
Если вспомнить газетные заголовки, которые всегда сопутствовали сельскохозяйственным работам: «битва за урожай», «борьба за рекордные надои», то станет понятно, что аграрии постоянно находятся в «зоне боевых действий» с погодой, с повышением цен на энергоносители, с непониманием чиновников, с захватчиками-переработчиками и т.д. Тяжело противостоять такому огромному числу препятствий крупным сельхозпредприятиям. Как не отчаяться в этой ситуации фермеру? Кстати, слово «фермер» владельцы сельских подворий чаще воспринимают критично. Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Лева», о котором наш рассказ, считает так: «Фермер — преждевременное название. У нас крестьянское хозяйство. Фермер за границей уважаемый человек, в России он по бытующим понятиям – кулак».
С 20 гектаров земли до 350
КФХ «Лева» существует четырнадцать лет. Организовал его Леонтий Федорович Каров, бывший телемеханик, уроженец села Большое Мартово, а ныне житель с.Ярымово. Началось все с объединения земельных паев, которые достались при разделе имущества бывшего совхоза «Ярымовский» ему и его ближайшим родственникам. Тогда это были 20 гектаров земли, где Каровы посеяли зерновые, не имея на тот момент ничего, кроме перспективы работать с раннего утра до позднего вечера без выходных и праздников.
Начав в 1992г. практически с голого поля, привычная к сельскому труду семья, за три года значительно расширила хозяйство. До середины 90-ых заниматься зерном было выгодно. Леонтий Федорович вспоминает, как он подсмеивался над «ларечниками», так он называл мелких коммерсантов. Он сдавал зерно с реальной прибылью: пятнадцать тонн сдал — купил машину, 20 тонн сдал – купил комбайн. Килограмм зерна стоил в 10 раз дороже солярки. Он чувствовал себя сильнее тех, кто ничего не производит, а лишь торгует, ему казалось, что он крепче других стоит на земле. Заниматься крестьянским трудом нравилось. Мечтал: «Земля – родное дело, хлеб – всему голова при любой власти, крестьянский труд вне политики». Получилось по-другому. Живут хорошо те, кто скупили нефть, газ, энергоресурсы. Они теперь могут скупить землю, если селяне ее не оформят. Регистрировать земельные паи сложно и дорого. Поэтому сельские жители легко отзываются на предложения заезжих скупщиков от подставных фирм, уступают наделы практически за бесценок. Леонтий Федорович не смог остаться в стороне от такого беспредела, когда родная земля «пошла на сторону», взял кредит, чтоб купить несколько десятков паев.
Сегодняшнее КФХ «Лева» — это 350 гектаров пахотной земли, которые включают посевы пшеницы, ячменя, гороха и чистые пары. Для выполнения работ есть разная техника, хоть и «бэушная», но в хорошем состоянии: комбайны, тракторы, культиваторы, приспособления для обработки зерна и т.д. Если вдруг какой-то агрегат во время полевого сезона сломается, наготове есть другой. Каждую осень конструктивные узлы сельхозмашин тщательно промываются отработанным машинным маслом, чтоб сохранить от коррозии под снегом.
Большой объем работ требует привлечения дополнительного числа рабочих рук. Кроме родственников в горячий сезон трудятся временные работники.
Реальная поддержка – льготный кредит
Сегодня любая сельскохозяйственная организация работает с большим багажом разных кредитов. КФХ «Лева» — тоже не исключение. Хорошее подспорье – льготное кредитование в рамках национального проекта «Развитие АПК». Первоначально фермерам представлялась возможность брать кредиты до трех миллионов, потом до десяти, теперь — практически без ограничения. Л.Ф.Каров воспользовался двумя видами кредитов в Павловском филиале Волго-Вятского банка Сбербанка РФ, с которым работает не первый год. Ему нравится упрощенная система оформления документов в этом банке и сложившееся за много лет сотрудничества взаимное доверие.
По долгосрочной системе кредитования на три года фермер открыл линию на два миллиона рублей для крупных капиталовложений. В настоящий момент выбрал 650 тысяч, купив на них трактор-бульдозер для расчистки зимой дорог и помещение для хранения зерна. Зерноскладу требуется внушительная реконструкция, которая тоже будет осуществляться с помощью открытой кредитной линии.
По кредиту сроком до одного года Леонтий Федорович получил 500 тысяч рублей под 14 процентов годовых. Он оформил все требуемые документы и получает субсидии по возмещению процентной ставки в размере, установленной Центробанком, 12 процентов. В результате фактически кредит ему обходится в два процента годовых.
Земля — для дохода или закапывания денег?
В России больное место – дороги, в селе особенно. Зимой переметаются снегом, осенью «раскисают» от дождей. Мы пробирались с Леонтием Федоровичем к зерновому складу на его «Ладе–112» по ухабистой колее в жидкой грязи, как на лодке по волнам, но подъехать вплотную не смогли. В ангаре нас окутал запах хлеба. Крупные чистые зерна пшеницы слагали большую гору. Урожайность в этом году в КФХ «Лева» до дождей была 35 ц/га, потом затянувшееся ненастье часть урожая погубило. Валовой сбор зерна снизился, да еще цена, по которой его принимают на мукомольные заводы, не только не повысилась, но даже стала ниже прошлогодней.
На теме реализации урожая фермер не может сдержать своего возмущения: «В 2004г. я сдавал зерно по 6,8 рубля за килограмм, тогда литр топлива для техники стоил семь. Каждый год килограмм пшеницы дешевеет на рубль, хотя на все остальное увеличивается в разы. Хлеборобы поставлены в такие условия, что не торгуют зерном, а сдают его. Нам устанавливают цену, и мы его везем, причем на своем транспорте. В 2005г. за килограмм предлагали 3,8 рубля, а сегодня – еще меньше».
В прошлом году Леонтий Федорович взял очередной кредит, но сдавать отборное зерно за бесценок не стал. Он дробит зерно на комбикорм, часть продает населению, часть пускает на корм живности на своем подворье. Сегодня во многих хозяйствах «пропускают» зерно через животноводство. Выгодно держать свиней, оборачиваемость вложенных средств происходит быстрее. Цена на свинину на рынке доходит до 200 рублей за килограмм. Пока в КФХ «Лева» три десятка поросят белой, рыжей, черной и пестрой масти, но, возможно, в будущем будет больше. «Возможно», потому что фермер Каров больше уважает земледелие. Любит он простор, запах вспаханного поля, зеленые ряды молодых всходов, колышущиеся на ветру тяжелые золотистые колосья. Недалеко от дома он разбил пруд, запустил в него карпов и карасей. И каждый раз надеется, что в следующем году растениеводство будет выгодным.
«Я – с детства от земли, мы ею жили, у нас было 60 соток земли. Два больших участка. На одном — картошка, на другом – вика с овсом. Мы с мамой с одной сотки накапывали по 10 мешков. Она умела вести хозяйство, никогда картофель на следующий год на прежнем картофельном поле не сажала, регулярно меняла места посадки. В 1972г. мы продали картофель на рынке в областном центре, часть сдали в детский сад в Лаптеве. Тогда заработанных денег хватило на покупку автомобиля «Москвич-412».
В Западной Европе крестьянам платят за то, чтобы они содержали старые деревянные мельницы, чтоб на холмах были зеленые луга, а на них паслись овцы или козы, то есть сохранить для туристов тот ландшафт, на который они приехали посмотреть. Туристический бизнес делится доходами с сельским хозяйством. Может быть, и в России до этого очередь дойдет. Пока же устали ждать даже родные фермеру люди. Дети Леонтия Федоровича единодушно убеждают отца продать технику: «Хватит закапывать деньги в землю. Проще завести магазин. Кто производит, тот ничего не получает».
Остался один человек, который еще верит в лучшие времена сельского хозяйства и положение в нем КФХ «Лева», а может быть, просто оттого, что другого ничего не остается, как верить – это жена Леонтия Федоровича Анна Леонидовна. Если бы не ее заботливые руки, вряд ли бы недостроенный дом Каровых выглядел издалека приличным особняком, утопающим в пестроте цветников. Дом строится после пожара. Досталось такое несчастье хозяевам, руки опускались от беды, больно вспоминать. Новый дом возводится долго и тяжело. С этого года ярымовского фермера включили в целевую федеральную программу «Социальное развитие села до 2010 года». В соответствии с ней ему будет дотирована часть средств, потраченных на достройку жилья. В подтверждение этого факта получено свидетельство. Теперь главная проблема с домом – перейти бы к зиме с печного отопления на газовое.
В Ярымове магистральная газовая труба давно вписалась в местный пейзаж. На протяжении 300 метров до нее от своего дома Каровы сами установили и забетонировали стойки для подводящей ветки. Дальше пока работы не движутся. Вся надежда на районную администрацию, которая обещала помочь в подключении газа, и в семье фермера верят, что обещание будет выполнено.
Вместо эпилога монолог
Аграрии в большинстве своем мало разговорчивы. Хвалиться не любят, как бы не сглазить, жаловаться — не привыкли. Но если «наболит», могут высказаться так, как Леонтий Федорович.
«Говорят, развивайтесь, внедряйте новые ресурсосберегающие технологии, без вспашки плугом. Вроде мы работаем по старинке. Нет, без плуга – технология не новая, мы и раньше применяли все, что подходит к нашим условиям. Осенью часть земли пашем, часть нет. Весной после снега земля мягкая, можно сеять после культиватора. А осенью культиватор не справляется с твердой почвой. На черноземе можно, у нас нет.
Дело не только в технологиях. Надо сделать так, чтобы на земле было выгодно работать. Например, скажу о кредитах. Разве может считаться долгосрочным кредит на три года? Он должен быть не менее, чем на двадцать. Если разобраться, фермер тоже землю кредитует, вкладывает в нее в расчете на отдачу через год. Может получить доход, может прогореть.
Если государству надо, чтоб земля не пустовала, чтоб на ней работали, оформление документов на сельхозугодья должно осуществляться за счет федерального бюджета. Часто слышишь, зачем нужна земля? Для работы, для того, чтоб села не исчезали. Сегодня в деревнях больше дачников живет, чем коренных селян. Пока есть люди, которые хотят на земле работать, надо им условия создавать. Дайте хоть одну конкретную дотацию, например, как в Татарстане каждую весну на гектар пашни бесплатно выделяются минеральные удобрения.
Возможно, теперь что-то изменится, наконец-то обратили должное внимание на крестьян. Думается, что национальный проект «Развитие АПК» — первый серьезный шаг на большом пути. Хотелось бы, чтобы ни при каких обстоятельствах правительство не забывало о сельском хозяйстве. Хлеборобы должны быть вне власти и политики».
Елена ГОРГОЦ.
Поделиться в соц. сетях
17.08.2008 Метки: Фермеры Рубрики: Агропромышленный комплекс
4 комментария (-ев)
Виталий - 16.04.2009
Силён мужик! Дай, Бог, чтоб не иссякла энергия бороться с действительностью, которая, увы, НЕ на стороне фермеров.
Валентина - 10.05.2009
Дай,Бог,ему здоровья и сил!!!
Я - 18.07.2009
Интересно, как там «Лёва» в кризис выживает?
Юрий - 24.03.2010
я люблю своего деда)
Написать комментарий