Деревня и перепись

Павловский район, деревня Касаново.На момент проведения переписи населения 2002г. в Павловском районе был учтен 91 сельский населенный пункт. В четырех из них люди фактически не проживали.
По состоянию на 1 января 2009г. список сельских населенных пунктов не сократился, но и количество заброшенных деревень не уменьшилось. По одной деревне пустует в Варежской и Грудцынской стороне, по две — в Чмутовской.
За последние 20 лет увеличился перечень сельских поселений с числом жителей до 50 человек. В 1989г. таковых было 28, в 2002г. — 36, в 2009г. — 38. К опасной черте ликвидации приблизились 16 деревень. Заметно снизилось число крупных и средних поселений. Активная жизнь сконцентрирована в основном в радиусе 10-15 километров от Павлова и Ворсмы.
Перепись 2002 года показала, что за 13 предшествовавших ей лет селян в районе стало меньше на 2650 человек (с 23109 чел. до 20459), или на 11,5 проц. По состоянию на 1 января 2009г. их осталось 19136 человек.
К сожалению, отмечается другой печальный факт — «старение нижегородского села». За период с 1989 по 2002г. деревенские жители в Нижегородской области «постарели» на 1 год. Средний их возраст 42,2 года (в 1989г. — 41,2), причем у мужчин — 38,1 (35,9), у женщин — 45,8 (45,4). Аналогичная ситуация сложилась в нашем районе.
Однако в жизни сельчан есть и положительные изменения. Например, на 32 проц. в 2002 году в сравнении с 1989 г. выросла численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим и неполным высшим образованием. Правда, в указанной возрастной категории на 1000 человек с высшим и неполным высшим образованием приходится 53 женщины и лишь 29 мужчин.
В октябре 2010 года пройдет Всероссийская перепись населения, основная задача которой выявить, сколько и какое население проживает в районе, области, в стране в целом. Ее результаты позволят понять и оценить состояние деревни, разработать способы ее сохранения.
Вымирание села — проблема каждого из нас. Она ведет за собой множество других: экономических, продовольственных и, главное, нравственных, ведь издавна село являлось хранителем национальных традиций и народного творчества.
Татьяна ЖАБИНА,
начальник отдела государственной статистики по Павловскому району

Читайте также:

комментария 23

  1. Foma:

    Были бы к деревням дороги хорошие, не опустели бы они. Во всяком случае, в Павловском районе, в 70 км от Нижнего, все дома бы раскупили.

  2. Аноним:

    ДА ЗАРПЛАТУ БЫ ПЛАТИЛИ НЕ ПО 3000 р.! СМЕХ И СЛЕЗЫ — ЗА ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

  3. Виктор:

    Раскупили бы и не жили. Цены до небес, а жить негде. Деревни — это не дома, а люди. Люди в селе жить не хотят, потому что не прожить там. Нужны государственные закупки по фиксированным на год ценам, с фиксированными ценами на топливо. Никак без государства не справиться — не выживем. Да и с какой стати оно отмахивается? Для чего народ в государство организовывался? Чтобы решать проблемы, непосильные одному человеку. А без деревень и города вымрут.

  4. Вася:

    Виктор, телевизора насмотрелся?

  5. Alex:

    Убил на ваш сайт минут 20 — пока читал (: Начальник зашёл — пришлось браться за работу…

  6. Лёхер:

    Ха! На фотке моя родимая деревня! ОбАжаю её 🙂 Корнями я оттуда..

  7. Виктор:

    Вася, что я не так сказал?

  8. Олёша:

    Виктор, слишком много пафоса в твоём в комменте…
    Деревня — это деревня… Пытаешься обыграть всё красивыми оборотами, вроде этого :»Деревни — это не дома, а люди», а получается как нелепо и примитивненько… 🙂 Люди как жили, так и живут, ничего особенного..
    Странные выводы типа «люди не хотят жить, потому что не прожить там…» Откуда это взял?
    Ты много жил в деревне? Особенно в недавнее время… По личному опыту судишь? Не прожилось?

  9. Вася:

    Виктор, это твои умозаключения или пересказы услышанного по зомбоящику?

  10. Виктор:

    Ну да, высокопарно получилось. Что ж я сделаю, если такими словами думаю?

    Телевизор лет двенадцать не смотрю. Только иногда на мультики попадаю, кода сын смотрит. Там про деревню — ни слова.

    Говорил не совсем про деревню, а вообще, про Россию, малые города и сёла. Люди уезжают в большие города, малые пустеют. Разве не так?

    И свою малую родину кто мухосранском, кто дырой назовёт — слушать тошно.

    Я Фоме отвечал — он говорит, мол, скупили бы все нижегородцы. А я сказал — толку от горожан нет. Нужно чтобы жили, а не на дачу приезжали.

    А что там в недавнее время, лучше? Я вот как раз хочу попробовать, да не знаю, справлюсь ли — навыков-то нет.

  11. Вася:

    А чем дачники плохи? Тем что содержат дом в порядке? Или из-за того что не пьют?

  12. Виктор:

    Плохо, что деревня вымирает.

  13. Вася:

    Что ты понимаешь под понятием «деревня»? Населенный пункт с определенным количеством домов? Или что-то еще?

  14. banchik:

    Виктор, я тебя понял и поддерживаю. Именно не дома, а люди. Вот ещё что! Содержание одного заключённого на общем режиме обходится казне 6-7 тысяч рублей в месяц. Сидят на общем по мелочам и впервые. Почему бы не выселять в глухие уголки с месячным пособием 3-4 тысячи вместо «колючки». Куда они побегут, если для получения пособия надо отмечаться. А так плодят только уголовщину и туберкулёз.

  15. Олёша:

    А еще они могут ходить по окресностям и сеять уголовщину в форме воровства…

    Вы тут, чувствуется, «высокопарно» рассуждая, не имеете опыта жизни в деревне 🙂

  16. Виктор:

    Так поделись, раз имеешь.

  17. Вася:

    Самим-то что в деревне не живется?

  18. banchik:

    Олёша! Почему Вы всех людей под одну гребёнку гребёте. Человек, совершивший первый раз мелкое преступление, ещё не законченный уголовник. Я только сообщил о цене содержания под стражей и цене последствий содержания под стражей.

  19. Олёша:

    Где я под одну гребёнку?

  20. Людмила:

    Ребята не надо спорить. Просто каждый выбирает свое. Я родом из деревни Захарово. Больно, что ее практически больше нет. Молодежь — в Ворсме, а старики умерли и живут там только три семьи. Я не была там вот уже 19 лет и не еду только потому, что не к кому, а хочется очень походить по родным местам: Жестелево, Комарово и по родному милому ЗАХАРОВУ.

  21. Людмила:

    Я бы с удовольствием вернулась в родные милые сердцу места. Но без гражданства не получится, а у меня его нет.

  22. Gelena:

    Людмила, приехать в родные места всегда можно даже, если не к кому. В Павлове можно остановиться в гостинице «Ока», а автобусы каждый день курсируют в сторону Горбатова, можно нагуляться по родным местам, сколько хочешь. Многие останавливаются в гостинице, даже имея здесь друзей, просто чтоб чувствовать себе более свободно. Знаю, что приезжают специально походить на пляж на Оку или съездить в лес на Тумботинскую сторону. Летом очень здорово на турбазе «Кусторка», можно остановиться в «люксе» за 1200 с питанием, а можно поскромнее — за 500 р. На любое количество дней. Только нужно созваниваться заранее и назначать дату приезда. Трудно попасть, обычно всё занято.
    Другое дело, если нет денег… Тогда присылайте электронный адрес, вышлем вам фотки ваших любимых родных мест.

  23. duplet:

    Людмила, я родился в одной из деревень Заречья. Молодежь из Комарова по вечерам приходили к нам на танцы (они сенокосили возле нашей деревни) и я имел даже счастье, знать одну из девушек, ее звали Инна. А насчет переезда в Россию, никогда проблем не было. Мои знакомые переехали в Россию, а нам уже поздно, у детей и внуков своя Родина. Сам частенько езжу на могилы родителей и являюсь постоянным клиентом всех мне известных сайтов Павлова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.