Впечатления от прошлогоднего маршрута «Россия – Украина»

Трасса М-4 Дон«Всё познаётся в сравнении» — в этом часто приходится  убеждаться, путешествуя по разным городам и странам. Поездка в Украину осенью 2013 года тоже оказалась насыщенной сравнениями.

Поехали…

Катишь на отечественном автомобиле по Нижегородской области, клянёшь ямы да канавы и думаешь, что уж хуже дорог и не бывает, особенно когда въезжаешь во Владимирскую область, пересекаешь реку Оку по красивому вантовому мосту и упираешься в широкую трассу с просторной магистральной развязкой возле славного города Мурома. А потом попадаешь на Рязанщину и начинаешь вспоминать нижегородские дороги с ностальгической теплотой в душе.

Липецкая областьЛишь после того, как позади остались в общей сложности 2500 км пути по разным регионам, наконец-то пришло понимание, где на самом деле легче и приятнее путешествовалось. Для нас (ехали вдвоём) удобной территорией оказалась Липецкая область. На дорогах понравилось: более качественное полотно, наличие просторных обочин, регулярно встречающиеся указатели с направлениями и расстояниями до других городов. Причем такие информационные щиты стоят и на улицах в населенных пунктах. В то время как в Рязанской области пришлось обращаться за помощью к профессиональному путешественнику, посылая ему SMS-сообщение: «Крутимся в Ряжске, ищем путь в Ухалово». На улицах не оказалось ни указателей, ни людей, которые могли бы вывести из лабиринта городских дорог, а навигатор вышел из строя.

Липецкая областьВ Липецкой области запомнился небольшой посёлок, который разрезан трассой на две части. Ехали по нему и восхищались благоустройством. Перед домами только зеленые лужайки и деревья, почти нет лежащих стройматериалов, хотя дома строятся. Вдоль дороги через каждые примерно 200 метров установлены мусорные баки. Они чистые, без крышек (наверное, чтобы можно было бросить мусор на ходу), а вокруг на земле нет ни фантиков, ни бутылок. Миновали небольшую площадь с церковью, и на этом пятачке нет мусора, как будто только что дворник прошелся с метлой. Бывает же такое уважение к родной земле!

Трасса М-4 «Дон» преобразилась до неузнаваемости. Редко попадаются участки сужения дороги. В основном, это широкая автострада с двумя разделенными направлениями. И повсюду идут дорожные работы, обустраиваются расширения и виадуки. Нам «повезло» на одном и том же 12-километровом участке оказаться в пробке дважды. Когда мы ехали в Украину, на подъезде к трассе М-4 со стороны Липецка выполнялось расширение левой части дороги, поэтому весь поток машин был пущен по правой стороне, а на обратном пути домой получилось, что ремонтировали ту сторону, по которой мы ехали прежде. Пробки были такие плотные, что из неё можно было съехать только вниз к лесу и встать на ночёвку, но этого делать не хотелось. В итоге 12 км ехали почти за два часа. Правда, в сторону дома получилось быстрее.

Дороги РоссииНа трассе удивили дальнобойщики. Они порой несутся со скоростью, нереальной для огромных грузовиков да ещё с прицепами. Навигатор настроен так, что если выходишь за рамки 120 км в час, он начинает назойливо напоминать о необходимости снизить скорость, но в это время легковушку со свистом ветра обходит какая-нибудь многотонная фура. А если дальнобойщики подозрительно медленно «ползут» по трассе, то значит, где-то на подходе будет камера видеофиксации нарушений ПДД. Видимо, места их расположения надо периодически менять, тогда прибыль на штрафах будет больше.

Для тех автолюбителей, кто ещё не ощутил прелести путешествия с навигатором, есть проверенная на практике подсказка. Не стоит беспредельно на него полагаться. Самый надёжный навигатор – это крупномасштабный атлас автомобильных дорог, где нанесен каждый населённый пункт и указано расстояние до ближайшего.

Трасса М-4 ДонНа маршруте довольно плотно размещены автозаправочные станции со всевозможными названиями. Многие автозаправки по благоустройству вполне дотянулись до европейского уровня. В просторных стеклянных павильонах путникам можно отдохнуть, выпить горячие и холодные напитки, купить свежую выпечку или какие-то необходимые товары, привести себя в порядок в чистом туалете с зеркалами и сверкающими никелем кранами, из которых течет горячая вода. В одной из «газпромовских» заправок попалась даже душевая комната. Возможно, что и в других АЗС есть подобный сервис, но проверять не стали. Стараясь не тратить попусту время, просто выбирали для остановок заправки с логотипом «Газпром» или «Лукойл».

Дороги РоссииПроехали по платному участку дороги, услуга стоит 60 рублей, какой-либо задержки на пересечении кассового пункта не ощутили, как и заметной разницы в сравнении с альтернативной бесплатной дорогой, на которой позже оказались случайно. Возможно, что на тот момент альтернативная трасса просто была ещё не сильно изъезжена после ремонта.

В некоторых местах очень впечатлили хорошо освещенные отрезки магистралей, довелось ехать ночью в сильный дождь…

Украина в сентябре 2013 года

До границы удалось добраться лишь к полуночи. С поворота от М-4 на пути к контрольно-пропускному пункту возле железнодорожной станции Чертково двигались в полной темноте, кроме фар своего авто другого освещения не было.

Друзья в разговоре по телефону посоветовали заправить машину в России, бензин в Украине значительно дороже. Заправочная станция, расположенная буквально за несколько сотен метров до КПП, встретила таким же мраком и запертыми дверьми павильона. Это было непривычно в сравнении с АЗС, оставшимися позади.

Таможенный кордон  порадовал подчеркнуто вежливым обращением пограничников и удивительным доверием. Разговор с  ними  получился такой:

— Запрещенные к перевозке грузы есть?

— А что запрещено перевозить?

— Пройдите к стенду, там всё перечислено.

— Машину здесь оставить?

— Нет, сдайте немного в сторону, чтобы был проезд. Ждите, сейчас вас пригласят.

Следом за нами подъехала еще одна машина с припозднившимися путешественниками. На улице темно, марку авто не видно. Пассажиры выбираются наружу, достают сумки и устраивают перекус. Советуют нам избавиться от колбас, сала и прочих мясных продуктов, так как все эти продукты нельзя ввозить в Украину даже в качестве бутербродов для себя. Есть не хочется, ночь как-то не располагает к трапезе.

Как приятно дышать после дождя свежим теплым воздухом! Вокруг тишина… Вспомнился Николай Васильевич Гоголь с его яркими эпитетами: «Чудная украинская ночь! Божественная ночь!».

Неизвестно откуда появляется большая собака неопределенной породы. Пес, не останавливаясь возле нас, пробегает к другим путешественникам. По всей видимости, животное знает, что сейчас туристы будут усиленно скармливать ему запрещенные продукты.

Прохождение таможни заняло совсем мало времени. И российские, и украинские пограничники проверили паспорта по компьютеру, заглянули в салон машины и в багажник, ничего не трогая и не открывая, просто еще раз спросили, не везем ли что-то противозаконное, и открыли шлагбаумы.

Проехав КПП, мы остановились на ночлег. Как хорошо, когда вдали от родных мест есть земляки по жизни на Российском Дальнем Востоке, гостеприимные и хлебосольные! Пролетели уютные часы общения, получился приятный отдых в домашней обстановке с всепоглощающей добротой и ностальгией по молодости на Крайнем Севере, когда жилось и работалось в составе одной большой и сильной страны.

Украина в сентябре 2013г.Утром мы ехали по пустынным украинским дорогам, неровным, но чистым и залатанным, где с обеих сторон тянулись бескрайние поля подсолнухов. Кое-где встречались дорожные службы, которые так же, как и в России, делали ямочный ремонт.

По пути часто проезжали посёлки, деревни и почти не видели местных жителей. Период суток был трудовой, и, наверное, люди работали, если не за пределами своих населенных пунктов, то на приусадебных участках.

Оказалось, что не все предприятия действуют, но на рынках и в магазинах много покупателей, на улицах курсируют такси, дома строятся, от чего сложилось впечатление, что население не нищенствует. Вдоль трассы, как и везде, стоят ведра с плодами садово-огородного труда: виноград, яблоки, сливы, картошка, капуста. На плодородной земле, если не лениться, голодать не придется.

Украина в сентябре 2013г.В общении с жителями Украины не обошлось без разговоров о политике, куда же без неё? Не спорили, мы находились в другой стране. Просто спрашивали и сравнивали по типу «у нас — у вас».

Интересно было узнать от разных людей их ответ на одни и те же вопросы. Президентские выборы были честными? Юлия Тимошенко виновата настолько, чтобы сидеть в тюрьме? Что ждете от Януковича? Ответы оказались схожими. К выборам претензий нет. Тимошенко оставила пустую казну новому президенту, себя не обделила. В стране без денег ничего хорошего Янукович сделать не сможет. Ответы понятны, мы гостили в той части Украины, где большое влияние имела «Партия регионов»…

Украина в сентябре 2013г.Украина в сентябре 2013г.Как и в прошлую поездку, заметили немало особенностей: что-то удивляло, что-то восхищало. Любовались украшением центральных улиц в городе Северодонецке, где входы в небольшие магазинчики представляют собой зачастую сказочный результат полета фантазии дизайнеров. Попадаются даже деревянные скульптуры, которые ваяют из обычных пеньков местные умельцы. Предприниматели любят свой город — это заметно.

Украина в сентябре 2013г.Украина в сентябре 2013г.Не понравилось размещение закусочной на первом этаже жилого дома. Возможно, есть какие-то особые ограничения в деятельности подобных заведений общепита, но вряд ли они устраивают жильцов квартир сверху. Зато позавидовали населению многоквартирных домов, где к подъездам приезжают автоцистерны с надписями «Минеральная вода» и «Яблочный сок».

Украина в сентябре 2013г.Порадовались, глядя на малышню. На детских игровых площадках размещены не только примитивные песочницы и качели, но и горки в виде больших красочных слонов, жирафов и верблюдов, выполненных из простых материалов, от чего подумалось, что сделано недорого, но ярко и забавно. По периметру площадок установлены разноцветные скамейки для взрослых сопровождающих.

Украина в сентябре 2013г.Встретились газоны с посаженными на них кустами смородины. Непонятно, зачем они нужны в городе на проспекте? Появится соблазн сорвать и съесть спелые ягоды, но безопасно ли для здоровья употреблять в пищу то, что созревает возле автотрассы?

Украина в сентябре 2013г.Заинтересовали небольшие желтые клетки, которые установлены повсюду для сбора полиэтиленовой тары. Конструкция выполнена из тонких металлических прутьев. Открываешь маленькую дверцу, бросаешь бутылку и закрываешь. Если входное отверстие останется открытым, бутылки все равно никуда не денутся, ветер их не раздует, животные не растащат. Оригинальное решение проблемы утилизации ПЭТ. Решетчатые ящики не портят общий вид улицы, но напоминают, что мы —  люди, значит, реально можем вести себя цивилизованно.

Елена Горгоц

Вам будет интересно...

5 комментариев

  1. Воффка:

    фотографировали на водительские права? 🙂

    • Елена Горгоц:

      Да вроде бы всё видно :))
      Вообще-то не старалась особо фотографировать и что-то писать, вбирала в себя впечатления. Давно хотелось попутешествовать на авто. Очень понравилось!!!

  2. кузя:

    Был не так давно в Симферополе и 2х маленьких городах рядом с ним — общее впечатление — страна умирает, погрузившись в коррупцию и разборки кланов больше, чем мы. Если говорить про АКР Крым, то там очень остро стоит вопрос о татарском засилии и притеснении русских. Зимой даже в Киеве проблемы с отоплением — а это столица!

  3. тумбач:

    А потом попадаешь на Рязанщину и начинаешь вспоминать нижегородские дороги с ностальгической теплотой в душе.

    там по- моему вообще отсутствует всякая власть.

    В Липецкой области запомнился небольшой посёлок, который разрезан трассой на две части. Ехали по нему и восхищались благоустройством. Перед домами только зеленые лужайки и деревья, почти нет лежащих стройматериалов, хотя дома строятся.

    да, по сравнению с Ряжском и прочими колхозами там просто другая страна, ездил там не раз очень ухоженные места.

    А если дальнобойщики подозрительно медленно «ползут» по трассе, то значит, где-то на подходе будет камера видеофиксации нарушений ПДД. Видимо, места их расположения надо периодически менять, тогда прибыль на штрафах будет больше.

    советую установить рацию на 15 канал АМ, это канал дальнобойщиков там вся информация по пути следования. очень помогает на трассах.цена от 2000 руб. + антена 1300-1700руб.
    Удачи!

  4. Мономах:

    промайданили киевское княжество холопы, снюхались с басурманами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика