Европа глазами провинциала

Европа глазами провинциалаМечты, мечты… Розовые, цветные и во всякую там полосочку, осуществимые и не совсем. Бывают навязчивые, потому что необходимы по роду деятельности для правильного восприятия действительности. Например: двадцать с лишним лет я рассказываю детям про историю западных стран и о том, какие в них есть достопримечательности, а сам никогда там не был.

В советские времена каждого выезжающего за границу «просвечивали до седьмого колена»: «Не были ли ваши родственники во время войны на оккупированной территории?». И это через сорок лет после ее окончания. Сейчас ситуация проще. Два-три года откладывать понемногу от учительской зарплаты, месяц — на оформление заграничного паспорта и заветная мечта — в ваших руках.

Попробовал и я осуществить свою давнюю мечту. Выбрал самый дешевый заграничный тур с названием «Европейский калейдоскоп» или, как говорят в народе, «галопом по Европам», и проехал по территории, которую когда-то нам представляли «загнивающим капитализмом». Поделюсь с вами своими впечатлениями. Но предупреждаю сразу, что мое повествование — это взгляд провинциала из окна автобуса или заметки на бегу, кому как понравится, так как ежедневно мы преодолевали по 700 — 800 километров пути, в том числе были три ночных переезда.

Тур начался с 14 июля в Москве. Посадка в автобус была назначена возле здания музея «Бородинская панорама». Чтобы ожидание не стало утомительным, я посетил музей, почтил 200-летний юбилей победы России в Отечественной войне 1812 года.

Посадка в автобус началась в 16.00. Кто выбрал этот маршрут? Публика разная: бабушки с внучками и внуками, бодрящиеся пенсионерки (58 – 65 лет), женщины средних лет с дочерьми-подростками, две молодых пары из Улан–Уде, еще молодожены, совершавшие свадебное путешествие, и несколько семейных пар. Основа группы — жители Подмосковья, видимо, москвичи приобретают более дорогие маршруты для своих путешествий.

Более двух часов наш автобус преодолевал московскую пробку, затем проследовал без остановок до самого Бреста, откуда мы должны были стартовать в дальнее Зарубежье.

Белоруссия встретила нас ночным дождем, который совсем не испортил настроения. Вот она страна, которая у многих россиян одним названием вызывает теплые нотки в душе. Для этого есть причины, если хорошо повспоминать…

Европа глазами провинциалаЕвропа глазами провинциалаВо второй день маршрута мы пересекли пограничный пост между Белоруссией и Польшей. Едва успели поволноваться при приближении к границе, как уже катили по дорогам Польши. На пути к Варшаве пейзаж, в основном, сельский. Привлекает внимание обилие небольших по размерам полей, засеянных зерновыми, кукурузой.

Постоянно встречаются плодовые и ягодные сады. Похоже, мало проблем у польского крестьянина. Невольно вспомнился рассказ волгоградского фермера с плодородного черноземного Поволжья о его страданиях, когда перекупщики выставили цену на зерно две тысячи рублей за тонну, что даже ниже себестоимости. Бедолага измотал все нервы, кое-как расплатился с банком, продал свое хозяйство, купил на вырученные деньги подержанный КамАЗ и занялся частным извозом. Вопрос: «Сколько еще уйдет времени на окончательное уничтожение российского крестьянства, а на смену ему придет китайский крестьянин?»

Мрачные мысли отвлекает приближение великолепной Варшавы. Пани Малгажата проводит экскурсию по центру города, подробно рассказывает о достопримечательностях, разрушенных гитлеровцами и восстановленных после войны. Через каждые 200-300 шагов она останавливается у памятника какому-либо национальному герою. После пятого памятника я задал ей вопрос: «Остались ли у вас памятники советским солдатам?» У меня есть основания для такого интереса. При освобождении Польши погибло около 600 тысяч наших бойцов, в том числе в Варшавско-Познанской операции — более 22 тысяч, а поляков во время восстания 1944 года — около 16 тысяч. Ответ гида был таков: «Да, они есть, но не в центре». Далее дорога ведет нас в Берлин.

Дороги — особая достопримечательность Евросоюза. Они платные, но это двух — трех, а иногда даже пяти полосные трассы, и это только в одном направлении. Дорожное покрытие превосходное. Между трассами стоят крепкие металлические ограждения, а в 10 – 15 метрах от дорог установлены оградительные сетки для безопасности животных. На некоторых участках вдоль дорог тянутся сплошные металлические заборы высотой более двух метров.

Европа глазами провинциалаЕвропа глазами провинциалаПри пересечении трасс, приблизительно через каждые два – три километра, попадаются дорожные развязки с мостом. Если дорога идет в гору, то это медленный плавный подъем. Особенно большое дорожное строительство развернуто в странах бывшего социалистического лагеря: в Польше и Чехии. Очевидно, строительство дорог еще со времен Великой депрессии (1929 – 1933 гг.) является одним из путей выхода из экономического кризиса.

На дорогах Западной Европы можно встретить большое количество автомобилей с прицепами. Люди едут на отдых, а цены на бензин в размере наших 60 — 70 рублей за литр горючего, по-видимому, путешественников не пугают. Цены за услуги в придорожных туалетах равны с подмосковными (50 евроцентов и 20 рублей). Но там чисто, а у нас подтекающие раковины и унитазы. Значит дело не в деньгах, а в отношении к людям.

Поразило бережное отношение к природе. Это спокойно разгуливающие рядом с дорогой косули и кролики, прыгающие в центральном парке Берлина, большое количество водоплавающей дичи — в озерах и каналах. В Польше возле маленького придорожного кафе увидели бесплатный мини зоопарк, где на небольшой площади компактно расположены пруд с рыбой, открытые вольеры травоядных, вдоль дорожек стоят пластиковые скульптуры динозавров и других животных.

Шестнадцатого июля мы гуляли по столице Германии. В Берлине туристов из России встретила бывшая соотечественница Светлана, уехавшая за границу с надеждой на излечение сына. В центре города мы увидели мемориал павшим советским воинам и памятник жертвам холокоста. Видимо, немцы сделали себе прививку от фашизма надолго. Удивления достойно, когда на одной из улиц перед нашим автобусом спокойно пересекала дорогу женщина, сидящая на самоходной инвалидной коляске. Она остановилась перед светофором, а затем продолжила движение по оживленной автостраде.

Европа глазами провинциалаЕвропа глазами провинциалаНемцы ведут размеренный образ жизни. В этом мы убедились, когда прибыли в 19 часов в стотысячный городок Хильдесхайме. На улицах города почти не было прохожих. «Жители после работы отдыхают дома», — так объяснила этот факт сопровождавшая нас Оксана.

Семнадцатого июля наш путь лежал в Амстердам и Антверпен. В пейзажи Северной Германии и Голландии живописно вписываются высокие и ажурные ветряные электростанции. С грустью вспомнил своего соседа «Самоделкина», который у себя в саду построил ветряк, в надежде получить дешевую электроэнергию. Конструкция из-за нехватки средств оказалась громоздкой и всего лишь пятиметровой. Дело на лад не пошло. Жаль, что «самоделкины» у нас работают сплошь на дому, а на других уровнях их мало наблюдается.

В Голландии (в Нидерландах) за окном автобуса видны стада тучных коров, овец и лошадей, которых у нас становится все меньше и меньше. В столице страны – Амстердаме – сразу впечатляет огромное количество велосипедистов на улицах. Для их движения выделены специальные полосы на дороге. Другие дороги — это каналы, по которым снуют маленькие теплоходы, провозящие туристов мимо барж, превращенных в плавучие дома, мимо маленьких кафе, расположенных прямо на набережной, зданий разных стилей и эпох.

На окраине Амстердама посетили домик фермера. Из любопытства сразу заглянул на скотный двор и не увидел там никаких технических новшеств – обыкновенный крестьянский двор с девятнадцатью коровами. Но дальше было самое интересное. Бойкий хозяин средних лет расположил нас своим юмором и общительностью. От него мы узнали технологию приготовления голландского сыра.

Небольшой сепаратор и нехитрые пресса — вот и все голландское чудо. Господа, не надо никаких чудес и супер инноваций! Надо вспомнить, что наши российские маслоделы в начале 20 века вывозили за границу огромное количество масла. Прибыль от этого экспорта была в два раза выше, чем прибыль от экспорта золота! А вкус наших «доперестроечных» голландских, российских, пошехонских сыров был ничуть не хуже импортного продукта. Чего же нам сейчас не хватает? Вероятно, здравого смысла.

Рядом с сыроварней у хозяина находится маленькая мастерская по изготовлению национальных деревянных башмаков. За пять минут на оборудовании 20 — 30-х годов прошлого века он изготовил пару башмаков из тополя (самая дешевая древесина).

Амстердам — всемирная цветочная биржа, а ещё он известен достопримечательностями особого рода: «улицей красных фонарей» и «кафешками» с легальным курением «травки». Нам об этом тоже рассказали.

Во время экскурсий довольно часто встречались группы российских туристов, что очень порадовало. Отношение к нам иностранцев благожелательное. На наше «Раша» многие с восторгом поднимали большие пальцы вверх, подтверждая восхищение.

Восемнадцатого июля автобус возил нас по столице Бельгии. Брюссель знаменит королевской площадью, шоколадом, еще многим другим и конечно скульптурой писающего мальчика. Бельгийцы пошли дальше, теперь в одном из маленьких переулочков туристам показывают еще и писающую девочку…

Дальше на маршруте нас ждала Франция. Париж встретил многолюдьем улиц и роскошью площадей, где расторопные чернокожие молодые люди навязчиво предлагают разнообразные сувениры, называя всех русскоговорящих женщин «Наташами». К чести наших женщин, они уже не штурмуют западные магазины в поисках ширпотреба. Но у них неистребимо желание блюсти своих мужей даже на расстоянии в две тысячи километров. Во время движения автобуса можно услышать: «Сережа, как вы там? …Я чувствую! …Побереги печень! …Абрикосы спусти в подвал. …Что едите с соседом? Борщ?! …Знаю, какую вы рыбу поймали! … и т.д., и т.п.».

Париж – это лестницы и улочки Монмартра, кораблик, плывущий по Сене мимо дворцов и палат, большие группы людей, гуляющих, танцующих, играющих на набережных. Эйфелева башня в ночном небе выглядит, как большая новогодняя елка, расцвеченная морем огней. Париж – это праздник! Скромный обед в парижском кафе обойдется вам в 500-600 рублей. В продуктовых магазинах цены на товары дешевле наших, а если равны, то их качество гораздо лучше. Парижское метро выглядит скромнее московского. В его глубинах туристы нашей группы единогласно отметили одну особенность, нам показалось, что большое количество парижан явно имеют африканские корни происхождения…

Девятнадцатое июля мы провели в королевском Версале, поразившем размахом и пышностью убранства. Правда, из-за огромного количества туристов и отсутствия живого экскурсовода (аудио-гид то хрюкает, то молчит), осмотр достопримечательностей превращается в «Вавилонское столпотворение».

Последним городом моего организованного зарубежного путешествия была Прага. После шумного Парижа она показалась нам тихой и скромной. Как приятно было ходить по ее средневековым улочкам, которые увели нас на знаменитый Карлов мост, наполнили замечательными впечатлениями. Наблюдая за чешским обществом, я спросил нашего гида Елену: «Наши российские СМИ утверждают, что страны Евросоюза страдают от экономического кризиса. Мы проехали пол-Европы, но упадка не увидели. В чем, по вашему мнению, проявляется кризис?» Экскурсовод ответила искренне: «Мы, простые люди, кризиса не ощущаем. Но у нас начали сокращать чиновников и расходы на госаппарат». При этих словах почему-то в памяти всплыл исторический факт: «Петр I ездил в Европу учиться».

Настал девятый день тура. Прощай, Прага! Наш автобус мчит нас домой. По пути на открытых площадках видим большое количество блестящих пластин солнечных батарей. Маленькая Чехия по площади всего лишь на 3000 кв. км больше Нижегородской области, но она не хочет зависеть от чужих энергоресурсов и строить атомные станции.

Конец поездки наступил, как было обещано, 23 июля. Пересекаем границу, вспоминая слова известной песни: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех…». Благополучно прибываем в Москву.

Анатолий Савинов.

Фото автора.

Читайте также:

комментариев 6

  1. Воффка:

    Бедные люди… и проблем-то у них нет :))) Загнивают веками и никак не сгниют…
    Им бы наши ДУК да МУП «Благоустройство», а уж если дорожников наших отправить… :)))
    Представьте — мэр Праги — Куренков?! :)))

  2. Кузя:

    нее не смогет — языков не знает)))) А так хоть Берлином командовал бы, советник президенту, не мелочь какая))

  3. Evdora:

    Никогда нам не дотянуться до Европы!

  4. русич:

    Что это за собор на 5 фотографии? Заранее спасибо

  5. Gelena:

    Во время подобных туров «Галопом по Европе» у туристов часто все названия потом перепутываются. Бывает, дома во время просмотра фотографий становится непонятно, в какой стране снято, чтобы это уточнить приходится сопоставлять даты фотографий с днями маршрута.

  6. Автор статьи:

    Это собор в центре Праги. там же на площади памятник Яну Гусу. Автор статьи.Спасибо за комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.