В Вареже банькой разгоняли печаль
Мороз и чистый снег – самая подходящая обстановка для русской бани, чтобы из жара, растапливающего тело до костей, шагнуть босиком на похрустывающий наст в звенящий холод. Именно на таком морозце, пощипывающем за открытые части тела, в селе Вареж прошёл праздник русской бани. Массовое гулянье развернулось на берегу Оки возле сельского дома культуры.
Активный игровой сценарий увеселительной программы подготовили артисты социо-культурного центра из города Павлово. В нём был рассказ об истории почитания бани, много песен, конкурсов, стихов и шуток на банную тему. Развлекали собравшихся костюмированные персонажи из народного быта и сказок.
Баня чистит, лечит, снимает усталость. В бане рожали детей, в баню отправляли молодожёнов. Очень важно было «изгнать» из бани нечистую силу. Вот и на празднике активным участникам пришлось бойко помахать вениками, «попарить» соперника, чтобы никакой чёрт не успел подступиться.
«Эх, да надобно жить красиво, эх, да надо нам жить раздольно!» — под песню «Богатырская сила» соревновались мужчины, подбрасывая многократно вверх тяжёлую гирю. Победный результат – 43 раза!
Во «второй пар», как заведено со старины, пошли женщины. Грациозно по кругу площадки несли они вёдра на коромыслах, пританцовывая в такт задорной песне. Вёдра, конечно, падали – не без этого, но они ж без воды, лёгкие!
Полезным считалось умываться талой водой. Набирали хозяюшки снег в тазики, грели его в бане, чтобы после мытья окатиться, а значит, и омолодиться. И на празднике женщинам выдали задание, кто быстрее наносит снег в тазик… суповой ложкой. Сручными оказались участницы, умудрялись ложкой зараз поднять и перенести большой ком снега.
Во многих конкурсах главным атрибутом были банные тазики. В них танцевали и при этом «охаживали» себя вениками, в них ловили «рыбу», стараясь зацепить на удочку мелкие игрушки, в них катали напарников по снегу.
В качестве одного из призов был разыгран «веник от дяди Саши», принесённый на праздник в Вареж из деревни Бандино Александром Фокиным.
«Банный веник дороже денег. Банный веник душу тешит, да тело нежит» — гласил плакат на декоративном деревенском плетне, которым заканчивались длинные столы со съестными припасами. Во время развлечений и зрелищ можно было перекусить и выпить чего-нибудь горячительного. К услугам гостей прямо под открытым небом была настроена «микроволновка», чтобы по желанию покупателей быстро разогреть картошечку, блины и пироги.
На память о празднике можно было тут же по ходу приобрести банные принадлежности или яркие поделки мастериц из Павловского клуба «Любава». Невозможно было сдержать радостные эмоции, глядя на улыбающееся семейство больших пестрых кукол, сотворённых руками Галиной Петрухиной.
«Эх, я до смерти запарю, кто пойдёт со мною в баню», — пообещал скоморошный Чёрт тем, кто будет париться в бане по воскресеньям. На Руси баню топили по субботам, в воскресенье нужно было ходить в церковь. А ещё нельзя было париться в христианские праздники, нельзя было ходить в баню без креста и в нетрезвом виде. Считалось, что, нарушая эти условия, не миновать встречи с нечистой силой.
Горячими, под стать банной парной, получились состязания частушечников:
«Нынче день такой чудесный,
Надо баньку истопить,
И подружек разлюбезных
На помывку пригласить».
Далеко на морозце разносились по селу разноголосые припевки:
«После баньки я решила
Снегом охладиться.
Мне с тех пор на месте
Долго-долго не сидится!»
Скромные вначале с первых куплетов женщины, постепенно в общем веселье заразились азартом, распелись с воодушевлением:
«Раскраснелось тело в бане,
Кровь по телу понеслась.
Это значит, что с леченьем
Терапия началась».
Слаженно, как на сцене, звучали частушки, когда их подхватывали певицы из Варежского хорового ансамбля «Грустиночка». За душу трогали красивые голоса, слова и мелодии, которые то бодрили, то наводили печаль, то вновь заставляли притопывать от залихватской игры гармониста.
После бани святое дело – восстановить водный баланс в организме. Каждый предпочитает собственный набор напитков: чай, сок, квас, сбитень, пиво или что-то покрепче. Участникам конкурса предлагалось с закрытыми глазами определить по вкусу, какой состав жидкости налит в стаканы. А тем, кто любит чай, пришлось на скорость собирать «бусы» из бубликов и съедать целый лимон. Зрителям достался восторг от наблюдения за «счастливыми» выражениями лиц конкурсантов, поедающих кислый фрукт. Жителей Павловского района лимонами не смутишь, съели и даже не сильно поморщились. А какой вокруг приятный лимонный дух распространился!
По традиции конкурсы и состязания завершились перетягиванием каната. Участники разделились на две команды: «за Ваню» и «за Чёрта». С первой попытки Чёрт утащил всех вниз с берега к Оке. Но долго радоваться ему не позволили, навалились к Ване помощники и вытащили всех «из нечистой пучины».
Неожиданно самым жарким событием в «банной» программе стал темнокожий гость Варежа, приехавший из города Кирова. Кубинец Андрес Крохэльо 25 лет живёт в России, женат. В последнее время часто приезжает в Павлово, здесь есть друзья. Как выяснилось, он тоже большой любитель бани. Но как ни уговаривали Роху (так его окрестили здешние артисты) отведать самодельного крепкого напитка под названием «Варежка», не согласился. Зато исполнил много зажигательных песен, тут его упрашивать не пришлось. Сам понял, если народ раскрутился на пляски, значит, надо поддержать радостное настроение, разогнать печаль. «Зажигал» кубинец на все сто, как на родных карнавальных торжествах. Не зря в Кирове поёт профессионально в клубе «Кубинские вечеринки». И в хоровод всех собрал, и на фотосессию соглашался со всеми, кто просился с ним в кадр, и на финках прокатился.
Незаметно пролетело время. Спасибо организаторам и участникам! Скромно «мелькала» в рядах земляков Светлана Гаврилова, заведующая сельским клубом. Только активисты художественной самодеятельности знают, сколько труда вложено в подготовку каждого праздника. Вот если бы ещё сельчане побольше интереса проявляли к массовым мероприятиям!
Фото Елены Горгоц.
Были на этом празднике, весело было, теме Праздника русской бани — хорошее продолжение! Фирменный Варежский напиток «Варежка» чего только стоит! Роха из Кировской области в конце зажигал, молодец, просто супер! А не выпил он Варежки, потому, что воскресенье, и ему в Киров за рулем ехать 700км, удивило одно — местных жителей практически не было, это настораживает, почему? вот вопрос, кто ответит на него?
Приезжали корреспонденты вроде из Российской газеты, на вопрос, а где баня, заведующая клубом сказала им, что она их не приглашала!???
Да, еще был сюжет по телевизору, в нем женщина, которая плетет корзинки, из клуба «Любава» вроде, пинула корзину ногой, сказав, что она крепкая!??
Вообще тема праздника интересная, молодцы задумщики!
Но может быть стоит пригласить специалиста в помощь, чтобы заранее все продумать и воплотить, выделить средства.
На следующий год можно сделать небольшой фестиваль, пригласить нижегородцев с помощью туристических фирм, с посещением Павлово и Варежа, например, на празднике финок в Тумботине была фирма Турагенство Романовой Ольги, целый автобус туристов.
Мечтать не вредно. В сельские клубы средства выделяют мизерные, а то и вообще ничего не дают, но заставляют проводить праздники. Клубы в разрушающемся состоянии. Обычно «культурные» деньги расходуются на встречу губернатора и прочих официальных лиц.
Я против расходования средств на официальных лиц из «культурных» денег!
Вот ссылка на видеосюжет про Вареж:
nn.1gorodskoi.ru/news/40191.html
ну теперь понятно, зачем пинали корзинку
Огромное спасибо за ссылку!
Пятьдесят лет назад в этих местах проходила моя юность.
Клуб все больше становится похож на «домик на курьих ножках»