Горный комплекс на Гомзовском месторождении гипса не удался

Гипсокартонный завод возле деревни ГомзовоИнтересная получилась история с Гомзовским месторождением гипса и ангидрита. Сначала инвестор планировал построить в Павловском районе только гипсовый карьер без перерабатывающего завода, но ситуация сложилась наоборот — построили завод без карьера…

На заседании инвестиционного совета Нижегородской области, которое состоялось 23 мая 2013 года в областном центре, уже во второй раз зелёную улицу открыли для французского концерна «Сен-Гобен».

Интересно, с чего такая честь для иностранного инвестора, который, начиная с 2006 года, никак не может выполнить свои обещания в освоении Южного участка Гомзовского месторождения гипса и ангидрита? А если вспомнить, когда была приобретена лицензия на разработку многострадальной залежи полезного ископаемого (было это аж в прошлом тысячелетии!), то и подавно не перестаёшь удивляться благостному расположению инвестсовета к «Сен-Гобену». Может, в компании с французами работает кто-то из сильных мира сего?

Что даёт приоритетность? В конкретном случае — льготы по налогам на имущество и прибыль в размере 145,1 млн. рублей.

Гипсокартонный завод возле деревни ГомзовоЗа впечатляющими цифрами объема инвестиций в проект (3,094 млрд. рублей) и суммы налоговых поступлений в консолидированный бюджет области после окончания реализации проекта (259,9 млн. рублей ежегодно), как-то теряется уточнение, что срок окупаемости проекта, то есть период, после которого должны начаться основные поступления в региональный бюджет (налоги с прибыли), составляет 102 месяца или восемь с половиной лет. Ждите, когда-нибудь время благоденствия наступит!

В очередной раз сменилось число обещанных рабочих мест. Оно прежде регулярно увеличивалось от 40 (в самом начале, когда планировалось строительство одного карьера без завода) до 200 и даже 400, когда нужно было добавить пущей важности проекту. Ныне обещано 128 рабочих мест, но, правда, с зарплатой 67 тыс. рублей.

В преддверии заседания инвестиционного совета Нижегородской области в газете «МК в Нижнем» появилась статья уже известного в Павлове журналиста Константина Гусева, который по приглашению компании «Сен-Гобен» съездил в Париж на гипсовый карьер и сделал соответствующие этому факту выводы о дремучести павловчан, где «местечковые революционеры» сопротивляются строительству горного комплекса возле деревни Гомзово, а этот проект несёт райскую жизнь непонятливым жителям Павловского района.

Теперь Гусев съездил в Финляндию на гипсовый завод, но тон новой публикации всё тот же – пренебрежительный к Павлову, где всего-то и есть – только гуси да лимоны, а его жители вообще неадекватные, потому что на протест павловчан люди в Европе «крутили пальцем у виска».

Вот один такой выплеск уничижения: «Если Павлово — город «гусей и лимонов», то этот финский городок позиционируется как «незабываемый уголок природы».

Куда уж нам с нашей природой! Например, в Финляндии: «С другой стороны гипсового завода природоохранная зона, где обитают особо охраняемые государством белки — летяги. По закону, на этой территории нельзя производить никаких работ». А в Павловском районе при строительстве карьера не посчитались ни с какими «краснокнижными» обитателями на этой территории.

Зачем понадобился этот очередной заказной материал? По-видимому, для того, чтобы подготовить население к тому, что сырьё на гипсокартонный завод будут возить в грузовых автомобилях и складировать на открытой площадке. В статье указано, что «начало разработки карьера пока перенесено», «завод, принадлежащий французскому концерну, планируется запустить в эксплуатацию в июле», а «гипс будут возить из Уфы и Самары». Кроме того, подтверждается, что гипсовая пыль в местах транспортировки горной породы есть: «В Финляндии от порта выгрузки до завода — около километра. Мы едем по обычной лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине». Будут и горы складированной породы: «На территории завода склад сырья — огромные груды гипса».

Строительство гипсового карьера возле деревни ГомзовоИнтересная получилась история с Гомзовским месторождением гипса и ангидрита. Сначала инвестор планировал построить в Павловском районе только гипсовый карьер без перерабатывающего завода, а ситуация сложилась наоборот — построили завод без карьера. Как ни убеждали авторитетные лица со всех сторон дремучих павловцев в том, что освоение месторождения будет без проблем, в реальности без них не обошлось. Теперь уже точно известно, что главной проблемой стала сильная обводненность геологического разреза.

Строительство гипсового карьера возле деревни ГомзовоНужно было видеть, с каким азартом на общественных слушаниях, в газетах и в телевизоре специалисты разного ранга заявляли, что при разработке месторождения удастся легко справиться с водой, что дебит небольшой и откачка не потянет за собой понижение уровня грунтовых вод, а противники строительства карьера просто нагоняют страхи. Приток воды оказался такой, что справиться с ним не удаётся.

По другим данным, озвученным в прессе, гипсокартонный завод планируют официально запустить в конце июня. Наверное, подстраиваются под график главы региона, он первый камень закладывал, ему и ленточку разрезать на церемонии пуска. На самом деле предприятие уже выпускает гипсокартонные плиты, но крики «Ура!» в СМИ пока отложены. А чем хвалиться? Вряд ли много радости в том, что завод построили в поле рядом с месторождением, а сырьё для завода приходится возить даже не из Арзамасского района (там несколько десятилетий ведётся подземная добыча), а из других регионов, причём гипсовая порода доставляется не по железной дороге, которая проходит мимо завода и на которую имелись большие виды, а на колёсах.

Гипс возят, жители Павловского района это уже заметили. Тяжёлый грузовой транспорт добивает остатки дорог. Стены и окна домов содрогаются от грохота и сотрясения воздуха. Вспомнилась ещё одна фраза из статьи в «МК»: «Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются…». Есть и у павловчан свои планы претензий на грохот грузовиков, особенно тех, водители которых будут выбирать дороги получше и проезжать через населённые пункты.

Гипсокартонный завод возле деревни ГомзовоПо приватной информации, со строительством перегрузочной площадки на железной дороге вблизи гипсокартонного завода тоже вылезла неожиданная проблема, хотя дорогу туда уже начали отсыпать. Заезд на неё с трассы Павлово – Гомзово сейчас перекрыт кучей щебёнки. Павловская земля упорно не принимает французскую райскую жизнь.

Однако на тот случай, если карьер окончательно выйдет из строя, сырьём французов могут выручить другие «инвесторы». В Павлове есть большое гипсовое месторождение на окраине города и нет никакой гарантии, что его не вовлекут в разработку ради построенного завода, ведь попытка протолкнуть проект уже предпринималась, как альтернатива карьеру возле деревни Гомзово. При этом местную власть могут даже не спросить, как в той же Финляндии, где директор подразделения по развитию бизнеса муниципалитета Марко Тииринен так и сказал: «Разрешение на строительство и любую деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники ничего не решают…».

Кстати

Всего лишь за восемь лет в Нижегородской области на глазах у людей произошли три крупных карстовых провала: в Вачском районе у деревни Болотниково (в мае 2005 года), в Арзамасском районе в деревне Белозёрье (в августе 2012 года) и в районном поселке Бутурлино (в апреле 2013 года). Не говоря уж о тех, которые поменьше и случаются чаще. Живём на легко размывающихся горных породах, не усугублять бы ситуацию. Откачивать подземные воды, значит, привести их в движение и спровоцировать усиленный размыв имеющихся полостей. Если под землёй своды пустот не выдержат, это аукнется на поверхности, где повсюду дома, трубопроводы, рельсы, дороги, столбы.

Елена Горгоц.

_________________________________________

Из газеты «Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде»

Насколько опасно гипсовое производство?

Ответ на этот вопрос наш корреспондент искал в финской глубинке.

Мы уже неоднократно рассказывали о строительстве гипсового завода и гипсового карьера у деревни Гомзово в Павловском районе и волне протеста местного населения против него. В июле завод, принадлежащий французскому концерну, планируется запустить в эксплуатацию. Работать пока он будет на привозном сырье (гипс будут возить из Уфы и Самары) — начало разработки карьера пока перенесено. Это вызвало очередной виток недовольства среди жителей Гомзово: дескать, гипсовая пыль навредит экологии региона и здоровью людей. Наш корреспондент отправился в небольшой живописный финский городок Киркконумми, где гипсовый завод работает на привозном сырье.

«Крутили пальцем у виска»

Финляндия не первая европейская страна, где мне пришлось побывать по «гипсовой» теме. Честно говоря, мне уже надоело спрашивать европейцев о вреде гипсовой пыли. Каждый раз мне вежливо отвечали, что никакого вреда нет, пожимали плечами, а некоторые крутили пальцем у виска. И вот почему…

Район Киркконумми правильно называть общиной: множество мелких поселений, разбросанных по лесам и многочисленным заливам в получасе езды от Хельсинки. 400 кв. км населяет около 38 тысяч человек — гораздо меньше, чем в Павловском районе, где гордятся своей историей и стараются не допустить к ней «варваров-французов». Киркконумми можно назвать идеальным сочетанием промышленности, культуры, экологии и туризма. Если Павлово — город «гусей и лимонов», то этот финский городок позиционируется как «незабываемый уголок природы».

В конце Второй мировой войны на территории общины находилась советская военная база. Кстати, и территория поселения относилась к СССР. На холмах располагались артиллерийские точки, чтобы бомбить Хельсинки. В заливах стояли подводные лодки. Был здесь и военный аэродром. Как напоминание о том времени, остались только бункеры, куда сейчас водят туристов.

В городке множество музеев, в том числе и под открытым небом. Невдалеке от гипсового производства находится холм с древним захоронением — охраняемый государством памятник. С другой стороны гипсового завода природоохранная зона, где обитают особо охраняемые государством белки — летяги. По закону, на этой территории нельзя производить никаких работ.

Многочисленные достопримечательности привлекают в Киркконумми туристов со всего мира. Летом сюда тянутся поклонники гольфа, а зимой — любители горных лыж. Можно кататься на яхте по морю, на велосипеде или лошади среди идиллических сельских пейзажей. Или рыбачить, собирать грибы и ягоды, параллельно изучая каменные курганные захоронения бронзового века. Для детей в Киркконумми есть парк домашних животных, где можно поиграть с лошадками, свинками и т.д.

В соседях — жилой микрорайон

Среди этой красоты, помимо гипсового производства, есть цементный завод, завод по переработке сахара и…  производство нанореакторов для космической промышленности. Тут же находятся штаб-квартиры «Нокии» и «Эриксона». И на этом останавливаться не собираются: на карте Киркконумми, которую мне показали в муниципалитете, серым цветом отмечена зона возможного индустриального строительства. Это около 70 процентов территории района. Поэтому многие приезжают сюда работать из Хельсинки. На другой карте отмечены производства с повышенным уровнем шума и пыли. Гипсовое производство на ней не отмечено — «первенство» принадлежит сахарному заводу.

Гипсовый завод в Киркконумми начал работать в 1972 году. На нем производится вся линейка продукции из гипса. Есть и ноу-хау — «гипсокартон без картона» — влагостойкий материал на основе стекла. Производятся и «акустические материалы» — шумоизоляционный тяжелый гипсокартон. 70% продукции идет на нужды Финляндии, остальное — на экспорт.

В Скандинавии четыре подобных предприятия: в финском Киркконумми, а также в Швеции, Норвегии и Дании. В трех из этих стран производства находятся неподалеку от столиц государств. Кстати, в павловском Гомзово планируется такой же завод, как и в Финляндии, с длиной конвейера 450 м, только с использованием более совершенных технологий. Среди европейцев финны больше всех помешаны на соблюдении требований техники безопасности. На заводе не только нельзя курить, мусорить и фотографировать, но и нужно по правилам подниматься по лестницам, держась за поручни. Об этом везде висят соответствующие таблички. Есть и свои «правила движения» — все обязаны пропускать погрузчики.

Директор завода в Киркконумми Питер Озимек имеет опыт работы в России на аналогичном производстве в подмосковном Егорьевске.

— От жителей ближайшей деревни поступали жалобы. Но их цель была не выявление нарушений, а возможность что-то получить от завода, — считает Питер Озимек. — Мне кажется, в Гомзово просто боятся чего-то нового — это психологический фактор. Или в России мало знают, что гипс — это экологически чистый материал, он не наносит вреда здоровью. Гипсовый камень, который будет использоваться в Гомзово, крупный, и от него очень мало пыли.

Гипсовый камень в Киркконумми доставляют морем из Испании. В Финляндии от порта выгрузки до завода — около километра. Мы едем по обычной лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине. В Павлово пророчат чуть ли не вымирание населения от нее. В Европе гипсовая пыль никого не смущает — Питер Озимек показывает на очищенный от леса огромный пустырь у дороги, где будет строиться жилой микрорайон.

Также в Киркконумми используют и «собственное» сырье — отходы производства и стройплощадок, ведь гипс можно неоднократно перерабатывать. А вот синтетический гипс DSG и бумагу на гипсовый завод доставляют из Германии, Великобритании и Украины.

По словам директора, работа на привозном сырье никак не сказывается на производственном графике.

«Мы с этим никогда не сталкивались»

В порту ничего удивительного я не увидел: из сухогруза огромный экскаватор высыпает породу прямо на причал. Невдалеке виднеются огромные горы угля. Пыль я почувствовал только метрах в пяти от высыпающегося из ковша гипса, когда захотел сделать удачный кадр. Питер посмотрел укоризненно — я нарушил технику безопасности.

Потом этот же экскаватор грузит породу в самосвалы, и гипс везут на завод. Особых требований к его перевозке в одной из самых экологически чистых стран нет. Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются…

На территории завода склад сырья — огромные груды гипса. Это тоже никого не смущает.

Я отправился в муниципалитет Киркконумми. По словам главного архитектора, в Финляндии нет препятствий, чтобы производство соседствовало с жилой зоной. Та же гипсовая и угольная пыль просто должна оседать на производственной площадке. А по строительному плану территория вокруг гипсового производства будет застроена коттеджами.

— Я работаю здесь пять лет, — заметил директор подразделения по развитию бизнеса муниципалитета Марко Тииринен, — и за это время население увеличилось на 2 тысячи человек. Это развивающийся район, и любая деятельность промышленников идет под контролем населения. Для этого есть общественные слушания. Разрешение на строительство и любую деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники ничего не решают… Требования к промышленникам стандартные — соблюдение самых последних экологических технологий. Процесс получения разрешения сложен и насчитывает 13 ступеней.

Кстати, в России этих «ступеней» гораздо больше. Но на мои вопросы о возможных причинах боязни в России гипсового производства финские чиновники ответить тоже не смогли: «Извините, но мы с этим никогда не сталкивались…»

Константин Гусев.

.

Читайте также:

комментария 24

  1. Евгений:

    «что гипс — это экологически чистый материал, он не наносит вреда здоровью»

    тополиный пух тоже экологический чистый, но почему все с ума сходят от него)

    «Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются…»

    — у нас даже дороги сделать не могут, но упорно обещают это

    » Это развивающийся район, и любая деятельность промышленников идет под контролем населения. Для этого есть общественные слушания. Разрешение на строительство и любую деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники ничего не решают…»

    — слушанья у нас не проводятся, если и проводятся? то об этом население объёмно не извещают и мнение обычных людей не учитывают. Местная власть чаще всего работает в интересах бизнеса.
    Вот исходя из этого? я «дремучий» Павловчанин и я не верю, что Сен-Гобен будет чем-то лучшим , ибо чтобы обещать что-то большое, нужно выполнять хотя бы малое. Это моё мнение, да, пусть я буду по мнению Гусева и прочих развитых европейцев дремучим!

  2. старый колхозник:

    Мы еще год назад утверждали, что никакого карьера в Гомзово не будет… Почему-то никто не верил. Но не стоит думать, что французы смирились. На их стороне первые лица нашего региона и вторые в судебной власти. Дело не в водопритоках, а в гражданской позиции честной и последовательной павловчан, которые обоснованно переживают за экологию на своей земле и за здоровье своих детей.

  3. тумбач.:

    Но не стоит думать, что французы смирились. На их стороне первые лица нашего региона и вторые в судебной власти. Дело не в водопритоках, а в гражданской позиции честной и последовательной павловчан, которые обоснованно переживают за экологию на своей земле и за здоровье своих детей.

    Поддерживаю!

  4. 888:

    Мы едем по обычной лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине.

    А у нас и дорог то нет.

  5. Павел:

    Этот Константин Гусев должен сидеть за свои оскорбления в адрес Павловчан, а статьи, которые он пишет, и ездит на халяву по заграницам, известно, за какие заслуги перед администрацией. Все значит, кто живет в Павлове, темные дремучие, один он блин светлый. А те, кто поощряет уничтожение природы в области, должны быть преданы суду.

  6. 888:

    Всего лишь за восемь лет в Нижегородской области на глазах у людей произошли три крупных карстовых провала: в Вачском районе у деревни Болотниково (в мае 2005 года), в Арзамасском районе в деревне Белозёрье (в августе 2012 года) и в районном поселке Бутурлино (в апреле 2013 года). Не говоря уж о тех, которые поменьше и случаются чаще. Живём на легко размывающихся горных породах, не усугублять бы ситуацию. Откачивать подземные воды, значит, привести их в движение и спровоцировать усиленный размыв имеющихся полостей. Если под землёй своды пустот не выдержат, это аукнется на поверхности, где повсюду дома, трубопроводы, рельсы, дороги, столбы.

    На моей памяти это было наверно 1994-8 годах,в г. Павлово возле кинотеатра Спартак оброзовалась большая яма после проезда автобуса Лиаз.Автобус проехал,а за ним следом образовалась воронка в земле хороших размеров.(Лиаз с людьми мог туда весь уместиться). Так вот когда и где аукнется для нас жителей,которые проживают на Перемиловых горах,такая воронка? И это не всё,карстовые провалы и в заречье и их там полно.НЕ НАДО НАГРУЖАТЬ ХРЕБЕТ,пока он не треснул.Хватит загружать наш район и жителей ГРЯЗЬЮ. С севера Дзержинск,с востока Арзамас с юга Навашинская АЭС.Одно направление на запад,но там …кругом геи.

  7. тумбач.:

    Нет будущего у нации потребителей и разорителей, волки разоряют всё, выкачивают всё что есть и продают, прибыль распределяется между двумя тремя волками. Богатейшая страна живёт по шею в г….

  8. Евгений:

    «На моей памяти это было наверно 1994-8 годах,в г. Павлово возле кинотеатра Спартак оброзовалась большая яма после проезда автобуса Лиаз.»

    Вроде это было в 97-м, ибо я тоже это помню

  9. Олёша:

    говорят, там на заводе половина склада уже забита готовой продукцией.. Но отгрузки, её пока нет

    еще со слов некоторых причастных, там работает много иностранцев. Вроде того, иерархия даже какая-то выстроена по национальностям. Типа китайцы присматривают за русскими; за китайцами же бдят нет немцы, нет французы..
    У меня вот вопрос: китайцев, которых ежедневно вижу подъезжающих в Цитрону на газели «Тайфун», — это вот они как раз оттуда с заводу в Гомзове?

  10. 888:

    Олёша,Вы наверно ошибаетесь.Это не китайцев привозят к цитрону,а жителей Павловского района, которым по мордам дали сковородой(большой и чугунной) представители фирмы сена гобена.

  11. Олёша:

    Вот 3 минуты назад разговаривал со знакомым мужичком из абабкова, работающим там в карьере. Говорит всю воду откачали уже, озера ушли… Добычу не запускают потому что не все конструкции построили. Типа дробилки, еще чего-то там… В общем будет добыча

  12. 888:

    Однако очень грамотный местный мужичонок всё то он знает . он даже знает ,когда и где и со скольки начинают торговать самогоном В городе АБАБКОВЕ — В столице павловского государства.

  13. Олёша:

    Он прям в карьере работает, дежурит сутками как раз наблюдая за работой генераторов и насосов, качающих воду… Уже год как трудоустроен там. Думаю что-то да все-таки он знает близкое к правде

  14. Gelena:

    Для Сен-Гобена это сейчас как «умру, но добьюсь». Техники нагнали! А иначе как? Трепались-трепались, что с водой проблемы не будет, мнением каких только специалистов не аргументировали, ан, нет, сели в калошу. Да и возить гипс издалека — сплошные убытки. В Пешелани брать дорого, задешево никто не даст, там себестоимость добычи гипса высокая, шахтный способ — сам по себе дорогостоящий в сравнении с карьерным, да плюс дорогая транспортировка автомобилями, а цена на топливо растёт. Вот и приходится французам рвать и метать, чтоб карьер запустить. Но на этом их проблемы не закончатся. Всю воду они не откачают. Река рядом, она периодически сезонно будет выдавливать грунтовые воды. Ещё и Чебоксарское водохранилище подсобит. А по мере углубления карьера будут встречаться межпластовые воды. В карстовых районах такое часто бывает. Сколько угодно случаев прорыва в забой неизвестно откуда взявшейся воды. Иногда затапливает так, что насосов не хватает. На Порецком месторождении гипса в Чувашии был такой мощный прорыв воды. В Вачском районе есть такое «рукотворное» неожиданное озеро. Печально, что чем мощнее откачка, тем она опаснее для карстовой территории.
    И ещё одна большая проблема ждёт французов на глубине — пласты гипса неравномерные по мощности и прерывистые по протяженности, замучаются они добывать пустую породу.

  15. 888:

    Вода дырочку найдёт.Ока выдаст ещё водички,да и Кишма в долгу не останется по весне.А там глядиш гусям и уткам хороший водоём получится.

  16. Олёша:

    Хотелось бы хороший водоёмчик там…
    Старый песчаный карьер год от году все меньше и реже наполнялся водой. А раньше там всегда купались. Очень много отдыхающих по всему берегу было
    Неплохо бы вернуться, так сказать, к истокам)

    • Петр:

      Добрый день. В нашем регионе в экологически чистом курортном месте, вопреки всем нормам и правилам строят гипсовый завод. Если у кого-то есть опыт борьбы с подобным беспределом, просьба, написать на указанный e-mail. Спасибо [email protected]

      • Gelena:

        Завод всё равно построят, если в нём заинтересованы властные структуры. А от вашей борьбы будет зависеть лишь размер откатов. Чем больше будете возмущаться, тем круче будут запросы у тех, кто ставит подписи под проектом и экспертизой, тем больше взяток получат чиновники разных рангов.
        Проблема не в заводе, а в том, откуда и каким путём будет поставляться сырьё на завод. У нас, например, гипс очень долго возили через город, разбили самосвалами центральные улицы, издеваясь над людьми, которым нет покоя ни днём, ни ночью от грохота этих гигантских машин. Теперь через город длинными фурами перевозят гипсокартон и попутно в грузовиках вывозят щебень с карьера , опять бьют дорогу и на бешеной скорости сотрясают дома и электрические провода, последние даже периодически перехлёстываются. И за все эти «блага», включая карстовые провалы, образующиеся в итоге работы гипсового карьера, инвестор получил льготы по налогам на пять лет!
        Один карстовый провал глубиной 9 метров образовался в 170 метрах от газораспределительной станции Ворсма, в 34 метрах от газопровода диаметром 500 мм и в 46 метрах от газопровода диаметром 1200 мм.
        Это только в отчётах и по телевизору местная власть говорит, что печётся о людях, на самом деле им на на всех глубоко наплевать.

  17. Воффка:

    //Для Сен-Гобена это сейчас как «умру, но добьюсь».//

    У французов с нами еще в 1812г. проблемы были. Все никак не смирятся :)))

  18. 888:

    А как же экономические санкции против России,баран — банан видимо не знает.Или видимо французы ложили на америкосов.

  19. Gelena:

    Разве иностранцы будут применять санкции в ущерб себе! Где французы ещё найдут другую страну, которая в ответ на санкции предоставляет им налоговые каникулы на пять лет. Мне в этой связи интересно другое, знает ли правительство России, что нижегородский губернатор ради своей славы (главы как бы самого привлекательного для иностранных инвесторов региона) разбазаривает налоговые сборы в угоду инвестору, который в перспективе несёт лишь сотню рабочих мест, а вреда — на несколько десятилетий. При этом Нижегородской ли области раздавать налоговые льготы иностранцам, если сама вся в долгах?

  20. 888:

    Даа Шанцеву пришёл пипец,(так не заметненько) выборы ему не отыграть. Москва против. Местный советник уйдёт в историю(старый,ленивый и кроме как дёргать плечами и врать населению не может больше ничего).А что останется с этой компашкой(сена гоблин)? Дай бог чтобы этот котлован заполнит водой.И люди будут отдыхать и гусям место отведут.(а там снова чистое диетическое мясо-ешь Нижегородское)

  21. Сан Саныч:

    Иностранцев у нас не принято обижать даже если они этого заслуживают.Кстати именно поэтому Россию всегда и клюют,за доброту ейную.А губер наш помяните, ещё к ВВП заявится и попросит досрочную отставку чтоб выбраться ещё раз для продолжения своих «добрых дел».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.