Женская доля певицы с Окских берегов
Сорок пять лет назад павловчанка Валентина Анохина впервые вышла на сцену, как певица. Было ей тогда 15 лет. Она могла стать яркой звездой российской эстрады, но жизнь расставила все по-своему.
Мы вспоминали ее творческий путь вместе, сидя на кухне в ее доме, уютно расположившись за столом, где лежала «гора» из грамот, дипломов, афиш, газетных вырезок и альбомов. Милая женщина с распушившимися прядками волос, рассказывая о своей судьбе, то грустила, то улыбалась как солнышко, то закрывала руками глаза, наполненные слезами, то смеялась звонко, как ребенок.
«Даже не верится, что так быстро жизнь намотала 60 лет», — вздыхала хозяйка, глядя на фотографию, где у микрофона стоит юная певица в сарафане и с толстой косой. Руки девушки приложены к груди, как будто она хочет вынуть из своего сердца все самое доброе и светлое и отдать это слушателям.
Снимок был сделан на сцене Кремлевского Дворца съездов в Москве во время Всероссийского смотра художественной самодеятельности. Фото девушки, очень похожей на сказочную Аленушку, украсило тогда газеты и журналы, освещавшие конкурс, а выступление было показано по телевидению. Прямиком на концерт в Москву коллектив Павловского автохозяйства №11 отправил своей любимице Валентине телеграмму: «Сердечно поздравляем с днем рождения. Желаем больших творческих успехов в смотре». Телеграмма не затерялась, ее передал адресату перед выступлением художник Борис Георгиевич Кноблок, сделав приписку карандашом от коллег: «Поздравляем с восемнадцатилетием!»
Это было не первое успешное выступление на сцене. В 16 лет с группой самодеятельных исполнителей из г.Горького она поехала в Свердловск на зональный смотр-конкурс художественной самодеятельности, успешно пройдя отбор на областном уровне. В дороге старшие подбадривали ее, мол, не стесняйся, выступишь, как-нибудь, ты молодая, у тебя победы еще впереди. Никто и не предполагал, что Валентина получит первую премию. Свердловская киностудия зафиксировала этот приятный момент.
Будущая певица родилась в республике Мари Эл. Каждый раз, указывая в документе место рождения, она знает, что ее обязательно спросят: «Что означает запись «лесоучасток №5 завода 22». Отец работал в леспромхозе. Родители выходцы из Татарстана. В Павлово они приехали в 1959г., сюда их позвала сестра матери, которая еще в 20-ые годы вышла замуж в с.Абабково.
Петь Валентина с детства любила: дома, в огороде, в лесу – у нее всегда было для этого настроение. Пошлет мама в магазин за хлебом, а дочка нагрузит на себя сумки наперевес (семья была из 8 человек!), идет и поет себе потихоньку. Когда однажды голос у нее пропал, она испугалась не за сценическую карьеру, а за то, как она сможет молчать, когда душа просит песни.
Замолчать ей пришлось после поездки на Кубу. Специалисты предупреждали устроителей концерта: девушка молодая, голос не сформировался, длительный перелет, смена климата – все вместе может негативно повлиять на вокальные данные. Так и случилось. Если сказать, что Валентина очень переживала потерю голоса, значит, не сказать ничего. Но, оказалось, что это было самое меньшее из несчастий, которые ее ждали в будущем. Валентина Ивановна похоронила двух мужей и обоих своих детей…
Первый раз она вышла замуж в 19. Муж был старше ее на семь с половиной лет, директор городской музыкальной школы. В те годы очень большую поддержку ей оказывала свекровь А.И.Сахаровская, заслуженная учительница, награжденная орденом Ленина. Анастасия Ивановна была не родной матерью мужа, но и приемный сын, и невестка были для нее роднее всех родных. Она очень переживала, что у снохи нет ни образования, ни специальности, и помогала всем, чем могла, лишь бы Валентина не бросала пение. Она воспитывала внучат, когда невестка ездила с концертами в комсомольских агитбригадах по железной дороге, когда ее направляли по программе сотрудничества профсоюзов в Норвегию, Португалию, Люксембург, Германию. Успех был большой.
Особенно запомнился концерт в ГДР. Зрители, «ломая» русские слова скандировали: «Валь-я, Валь-я». Только что первая женщина-космонавт Валентина Терешкова покорила весь мир. А тут замечательная русская девушка с таким же именем поет красивым звучным голосом. Один из заграничных организаторов выступления потом сказал откровенно: «Думал, кого везут сюда, девчонку какую-то неизвестную? А глянул на сцену – королева вышла!»
Свекровь наставляла Валиного мужа: «Геннадий, тебе нужно гордиться тем, что твоей жене оказывают высокое доверие представлять Советский Союз». Но мужу не нравились частые разъезды жены. Однажды, когда она в очередной раз была в гастрольной поездке с молодежными концертами по Челябинской области, он ей выслал срочную телеграмму: «Приезжай, лежу в больнице», оставаясь при этом совершенно здоровым. Валя этого не знала и срочно выехала домой, переживая за дорогого ей человека. Ей очень не хотелось покидать молодежную бригаду артистов, у нее был радостный подъем вдохновения. Только что прошел Всесоюзный конкурс, где она познакомилась с Марией Пахоменко, Эдуардом Хилем, Анатолием Новиковым, Юрием Силантьевым. Ее отпустили с сочувствием о болезни мужа. К сожалению, у Геннадия прогрессировал другой недуг – пьянство. В 39 лет Валентина стала вдовой.
Потом была нелепая смерть дочери Елены и трагедия, унесшая сына. Сын, отслужив армию, вернулся домой душевно больным человеком. Ему казалось, что молодежь гибнет, неизвестно за какие идеалы, а остальное население страны при этом живет мелкими никчемными проблемами. Психика впечатлительной натуры не выдержала и подтолкнула свести счеты с жизнью…
Дочь была одарена голосом не меньше, чем мама, получила музыкальное образование. Лена училась еще на 3 курсе училища, а уже становилась победительницей разных конкурсов. На фестивале в Краснодаре ее пригласили в казачий хор, но она не рискнула бросить учебу и вернулась домой. Не хотелось уезжать от мамы, пошла работать в городской ресторан и встретила там парня, который приехал в Павлово на соревнования по судомодельному спорту. Валентина радовалась за дочь. Любовь у Лены с Вадимом была очень красивая. Парень надежный, мастер спорта международного класса. Жаль было одного — молодые уехали жить в Чебоксары. В их семье все складывалось хорошо, было крепкое материальное положение (супруг занимался ювелирным делом) и настоящая любовь друг к другу и желанному ребенку. Счастье их оборвалось в одно мгновение. Валентина Ивановна, сидя возле дочери в больничной палате, не верила, что на них свалилось неотвратимое горе, и молила, чтоб врачи вылечили ее родную девочку. Чуда не случилось.
Как она выдержала навалившееся горе, знают ее близкие друзья, сестры, племянники. Второй муж всеми силами оберегал ее от лишних волнений. Зять ежегодно на день рождения жены и день ее смерти приезжал в Павлово вместе с дочкой, но не решался оставить Арину надолго, чтобы не травмировать ребенка тягостной обстановкой в доме бабушки.
Два года назад после очередного приезда в Павлово Вадим сказал: «Я вижу, что вы немного успокоились, и я привезу вам Арину на летние каникулы». Внучка гостила у бабушки с удовольствием. Она тоже поет и учится в музыкальной школе. Но тяжелая доля не пожалела и девочку, в прошлом году ее отец умер. После похорон Вадима, его вторая жена Вика (врач по профессии), ее мать и Валентина Ивановна, наплакавшись вместе, решили, что Арине лучше остаться в прежней семье, тем более, что это был выбор девочки, которая не хотела расставаться и со своим сводным братом. Теперь Валентина Ивановна в каждый свой приезд в Чебоксары останавливается у Светланы Павловны, для которой Арина – приемная внучка (она тоже врач). Женщины вместе горюют, вместе радуются успехам девочки.
За свою жизнь в Павлове Валентина Ивановна насчитала восемь переездов с одной жилплощади в другую, в основном, старалась сменить обстановку после очередной беды. Со вторым мужем они купили частный дом в с.Таремское, завели живность, затеяли ремонт, но сердечный приступ супруга оборвал планы. Сейчас она живет в Павлове.
Не смогла Валентина Ивановна уехать, хотя ее постоянно в молодости приглашали куда-нибудь: в Волжский и Оренбургский хоры, в Московскую студию эстрадного искусства и т.д. Она была очень стеснительной, провинциальная девушка из бедной семьи. «Да куда я поеду, мне и одеть-то нечего», — отнекивалась она от предложений. Странно, но даже в такой ситуации находились завистники, которые где-то вовремя не поддержали, отложили в сторону документы… В этом много лет спустя признался Валентине Ивановне человек, который мог помочь ей выйти на большую сцену, но не захотел, не обратил пристального внимания, а может быть, испугался критики, мол, зачем нужна вторая Людмила Зыкина? Валентина Ивановна помнит, как в «Горьковской правде» в статье об итогах областного конкурса, так и написали, что молодое дарование подражает известной певице. А Валя в то время о Зыкиной и не знала.
Мне со студенческих лет запомнился фильм Горьковского телевидения, где Анохина исполняет песню «На Волжском берегу». Я видела его в Ленинграде по центральному телевидению, и очень радовалась, рассказывала сверстникам, что это поет моя землячка. Молодая статная женщина с красивым сочным голосом на фоне широких речных плесов и крутых берегов.
Нет, Валентина Ивановна не жалеет о своей не сложившейся творческой карьере. Пела и поет с удовольствием, несет людям радость. Публика ее любит и принимает с удовольствием. Где бы она ни выступала, в узком кругу друзей или на уличном празднике, в клубе отдаленного села или на ферме, она всегда выходит к своим почитателям в концертном костюме. Артист – это не просто исполнитель, для одних он, как обязательный атрибут торжественности, для других — душевный лекарь. Она в любое время готова выехать на встречу со своими слушателями. В выступлениях ее смысл жизни и исцеление от одиночества. Ее концертный саквояж всегда стоит собранным в дорогу. Но приглашают, к сожалению, все реже…
Елена ГОРГОЦ.
Последниe комментарии читателей