По сельским дорогам со слезами на глазах

Если смотреть в корень, то все мы родом из деревни. Чьи-то предки раньше, чьи-то позже оторвались от земли и поехали вкушать городскую жизнь. Многие нажились в каждодневной людской суете и хотели бы вернуться к  тишине сельского бытия, да работа не отпускает. А ведь можно было бы совмещать и работу, и дом в деревне, по крайней мере в тех населённых пунктах, которые расположены рядом с городами, если бы позволяла развитая дорожная сеть. ..

Со слезами на глазах
По многим сельским дорогам ни пройти, ни проехать

Тяп-ляп — и весь ремонт

Жители села Грудцино и окрестных деревень обратились в редакцию «Земли нижегородской» с жалобой на плохое состояние дорог. В частности, в письме речь шла о дороге Ворсма — Фроловское, по которой многие сельчане ежедневно ездят на работу в город.

«Зимой ее нерегулярно чистят, в результате чего дорога превратилась в глубокую заледеневшую одноколейку, где трудно разъехаться машинам, — пишут сельские жители. — Весной и осенью дорога становится корытом для талой и дождевой воды, так как проезжая часть находится ниже обочины и воде некуда стекать.

Тщетными остаются наши обращения к властям и по поводу отсутствия павильонов на остановках. На всем маршруте их всего два, да и те давно требуют замены или ремонта.

Отсутствие пешеходных дорожек даже в селе вынуждает нас ходить по проезжей части с риском для жизни…»

Под письмом более 40 подписей.

Едем в Грудцино. Дорога только на въезде в село более‑менее нормальная, дальше ямы и колдобины практически по всей центральной улице Ленина. На этой улице живет один из авторов письма пенсионер Константин Храмов.

— В этом году снега мало было, образовавшуюся колею вообще не чистили, — констатирует он.

Обочины выступают над проезжей частью, местами заросли кустарником и молодыми деревцами, что закрывает водителям видимость, особенно на поворотах.

В конце улицы по направлению к Фроловскому легковым машинам приходится постоянно петлять, выбирая наиболее доступные участки для проезда. Здесь дорога больше всего разбита. На соседних улицах дорожного полотна вообще не видно.

На улицах Пушкина и Озерной только наметки дорог по бездорожью. Эти улицы разъединяет озеро, а объединяет дамба с узкой колеей для проезда одной машины. Местные жители уже и не помнят, когда ремонтировали дамбу, а на то, чтобы колея по ней была проезжей, обитатели Озерной складывались, сами покупали щебень: три КамАЗа два года назад и два — в прошлом году. Сами его и растаскивали, и утрамбовывали. Представьте себе пенсионеров с лопатами, тяжелыми носилками и ведрами в руках, помогали даже дети. Местная власть могла бы организовать помощь в работе, если нет денег на элементарную щебенку, но отстранилась.

— На улице Ленина летом ставят заплаты, только проку от этого никакого, — убежден Константин Михайлович. — Можно же, наверное, один раз сделать качественно, чтобы хватило надолго.

Павильон на остановке выглядит удручающе — в задней стене металлический лист вырван с корнем, крыша прохудилась. На дороге напротив огромная лужа воды.

Куда только не обращались жители села по поводу ремонта дорог и автопавильонов: в сельскую и районную администрации, в суд и даже к областной власти. Ждут, что воз тронется.

Не получается пока у Константина Храмова и объединить пожилых сельчан в местный совет ветеранов, чтобы сообща решать проблемы.

— Для некоторых людей даже наколоть дрова — непосильная задача, — говорит пенсионер. — А вместе можно с любой бедой справиться. Сообща хлопотали бы и насчет ремонта дорог.

Меняю машину на катер

Сказать, что в селе Таремском плохие дороги — значит ничего не сказать. Большинство из них вообще скрыто под водой. Плывем на машине по огромным лужам и жалеем, что нет катера. Или, на худой конец, трактора. А если серьезно, дороги в Таремском напрочь отсутствуют. Взять хотя бы улицу Молодежную, жители которой не могут припомнить, когда здесь последний раз велись какие-либо дорожные работы. В ненастную погоду по улице трудно даже пройти, не то что проехать на легковушке. Да и зимой дорогу плохо чистят.

Кстати, именно на этой улице живут два инвалида первой группы, которым часто приходится вызывать «скорую помощь». Не раз забуксовавшую в непролазной грязи или застрявшую в сугробах машину вытаскивали сельчане. А ведь для больных счет порой идет на секунды.

Известный павловский поэт, композитор и бард Сергей Носков переехал в Таремское, когда тяжело занемог. Радовался чистому воздуху и сельской тишине. И не предполагал, как трудно будет выехать из дома на инвалидной коляске. О том, чтобы передвигаться по ямам и кочкам по улице, не могло быть и речи. Да и многочисленным друзьям павловчанам, навещающим Сергея, нередко приходится оставлять свои машины далеко от его дома, чтобы не рисковать оставить колеса в колее.

— Очень хочется, чтобы нашу дорогу отремонтировали, это просто крик души, — восклицает Сергей Носков. — Невыносимо летом сидеть у окна, не имея возможности выбраться на улицу.

Бывает и хуже?

Ну а что думают о состоянии сельских дорог власть имущие? Глава Грудцинской сельской администрации Николай Самоваров сообщил, что центральная дорога в Грудцине регионального значения и местное начальство к ней никакого отношения не имеет.

— Это собственность главного дорожного управления, — подчеркнул он. — Однако мы, как и жители, не бездействовали и обращались в разные инстанции. В ООО «Дорожное» нас заверили, что в нынешнем году эта дорога включена в план капитального ремонта.

Николай Юрьевич убежден, что есть дороги намного хуже, чем в Грудцине. В этом с ним трудно не согласиться. Например, в Павлове на улице Фаворского, где строится новый автовокзал, на некоторых участках машинам приходится выезжать на встречную полосу, дабы не угодить в огромные ямы, которыми изрыта вся дорога.

— По городу нельзя ездить без слез, — признает начальник отдела дорожного строительства Павловской районной администрации Александр Голов. — С середины апреля планируем закрыть проезд для большегрузных машин. Будем ремонтировать дороги. Постараемся привести их в порядок, но дорожное полотно старое, а на капитальный ремонт нет средств. Что же касается сельских дорог, в каждой поселковой администрации создан дорожный фонд, они сами решают, куда вкладывать в первую очередь деньги.

Звоню главе Таремской сельской администрации Юрию Шахову, с которым мы общались полгода назад в связи с жалобой жителей улицы Снежной села Молявина, где дорога напоминала сплошную разбитую колею.

— Как я обещал, эта улица будет отремонтирована, — говорит Юрий Георгиевич. — В селе Таремском в прошлом году мы провели ремонт на улице Трудовой. К сожалению, на другие дороги, которые тоже в плачевном состоянии, не хватает финансов. Когда сойдет снег, будем засыпать ямы щебнем, в том числе и на улице Молодежной. Рад бы отремонтировать все дороги, но пока нет такой возможности…

Светлана Гундорова.

Газета «Земля Нижегородская»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.