На пошлой дороге
газета «Нижегородские новости», 22 февраля 2011 г.
Район впадения Клязьмы в Оку — одно из мест, которое буквально дышит историей, стоит лишь вонзить лопату в землю. Добраться туда несложно — на электричке до Гороховца, затем шесть километров пешком по бетонке до Овинищ. Именно здесь, у самых западных границ Нижегородской земли, у Владимирской дороги стоял древний Бережец.
Сторож земли русской
В первой Новгородской летописи (XIV век) есть известный историкам важный источник — «Список русских городов дальних и ближних». В частности, там мы читаем: «А се залесскии: Мещерское Камена могыла на Десне, Муром на Оце. Стародуб-Вочьскыи. Другои Стародуб на Клязьме. Ерополчь. Гороховец. Бережец. Новгород Нижнеи камен».
Двигаясь сначала к северу, а затем к востоку, вслед за летописцем мы обходим Муром, Вачу (Стародуб-Вочьский), Вязники (Стародуб-Клязьминский), Ярополч (село Пировы Городищи между Вязниками и Гороховцом), Гороховец, Бережец и сразу же каменный Нижний Новгород. Надо понимать, что все остальное, включая и Муром, было деревянным.
В движении с запада на восток Вязники, Ярополч, Гороховец, Бережец и Нижний Новгород оказываются как бы нанизанными на одну линию, ведшую из Владимира на окраину княжества и в древнерусские времена и называвшуюся Бережецкой дорогой. Сегодня мы поговорим о судьбе поселения, давшего ей название.
Как, вероятно, понимает читатель, все это были дальние подступы ко Владимиру, защищавшие его с самой опасной татарской стороны: Вязники, Ярополч и Гороховец стоят на Клязьме; Нижний Новгород — на Оке. Низинная заболоченная сторона ее в древности не была заселена, поэтому в поисках остатков поселений наших предков мы должны обратиться к ее нагорной части. На территории нашей области между Бережцом и Нижним Новгородом по состоянию на начало XIV века по Оке никаких городов не было — имелся лишь Дудин монастырь и мелкие поселения.
Стратегически самой выгодной точкой между Гороховцом и Нижним Новгородом было место впадения Клязьмы в Оку. Там мы и будем искать наш Бережец, до основания Нижнего Новгорода бывший самым восточным поселением во Владимиро-Суздальском княжестве. Основан он был, судя по всему, в XII столетии и являлся пограничной крепостью, а задачей гарнизона было не столько оказание отпора плывущим по Оке и Клязьме грабить Владимир и Муром булгарским дружинам, сколько раннее предостережение о нападении.
Во времена, когда вместо дорог служили реки, наезженные грунтовые пути в древней Руси можно было по пальцам пересчитать. Попытаемся это сделать. Старая Владимирка, прославленная каторжниками-кандальниками — это раз. Смоленская дорога, соединявшая Москву с Литвой и Польшей — два. Царева торгово-богомольная дорога с Москвы на Сергиев Посад, Переславль, Ярославль и далее на Вологду и до Белого моря — это три. Новгородская дорога через Клин, Торжок, Тверь и Вышний Волочек — это четыре. Вот и все, пожалуй. На Владимирке около полувека, а то и дольше, покуда не основали Нижний Новгород, крайней точкой в восточном направлении был ныне стертый с карт Бережец.
«Казнь» для ослушников
XIII — XIV века были звездным часом летописного Бережца. Именно здесь состоялось примирение князей Дмитрия и Бориса, сыновей нижегородского князя Константина, погрязших в междоусобных разборках. Но Бережец в летописях того времени не упомянут с титулом города; видимо, тогда уже, после того как граница княжества переместилась в Нижний, здесь оставалось лишь небольшое поселение.
В актах XV века Бережец встречается исключительно как эпоним (место, давшее название) дороги. Проезжая дорога на тогдашнем языке именовалась «пошлой», то есть где шло много народа. В то столетие сформировалось две дороги из Владимира на Нижний — «пошлая бережецкая» по высокому берегу Оки и «новая непошлая» — по низкому. Иными словами, через Клязьму под Галицами была организована переправа, и купцы проложили себе альтернативную дорогу по низкому берегу Оки, примерно совпадающую с современной железнодорожной линией.
Зачем же была нужна эта вторая дорога в условиях наличия двух готовых — водной и «пошлой»? Ответ на этот вопрос вытекает из сути русского языка: на «пошлой» дороге с купцов брали «пошлину» — древнерусский дорожный налог, от сбора которого князь нанимал людей расчищать путь от лесной поросли. Видимо, как раз в районе Бережца стоял пункт по сбору; чтобы миновать его, хитрые люди и проложили себе вторую дорогу от Галиц на Мячково. Наказ князя был строгим: «…а кто поедет тою непошлою дорогою, а аз князь велики тех велел увертывати назад, а кто ся иметь силою пробивати, а тому быти от меня в казни; а ездят пошлою дорогою бережецкою».
Не надо считать, что по факту оказания сопротивления сотрудникам княжеской дорожной службы сразу рубили головы; термин «казнь» до Ивана Грозного соответствовал нынешнему однокоренному ему слову «кара»; ослушников штрафовали, но никоим образом не казнили.
Иван Васильевич, дед Ивана Грозного, в жалованной грамоте Троице-Сергиеву монастырю, владевшему тогда обширными территориями в нашей округе, примерно в 1466 году даже указывал конкретные меры, как ликвидировать бесплатный объезд. Видимо, удобство проезжающих оказалось более весомым аргументом, чем распоряжения князей и царей — ведь в случае движения по «пошлой бережецкой» дороге им бы пришлось форсировать Оку, а при проезде по ее левобережью — лишь гораздо менее полноводную Клязьму. Но для таких хитрых людей монахи все же организовали на объездном пути пункт по отбору денег.
Так и просится под металлоискатель
В 1485 году Иван Васильевич, по порядковому номеру Третий, ради спасения души даровал Спасо-Евфимьеву монастырю очередные «ловли и покосы», написав на то новую жалованную грамоту, уцелевшую до наших времен. «Да селище Благовещенское, да к тому есми придал им селище Бережец, со всем тем, что к тому селищу изстари потягло», — гласит летопись. Гороховецкие краеведы разобрались, где было расположено Благовещенское — возле озерца чуть севернее деревни Овинищи, на холме Полянка. Это место прямо само просится под металлоискатель.
В 1678 году деревня Бережец с постройкой в ней Покровской церкви получила статус села; в 1754 году на средства гороховецкого купца Алексея Ефимовича Ширяева эта церковь была заменена на каменную. Видимо, в конце XVIII или в первой половине XIX столетия сельцо сгорело, а церковь осталась — списки населенных мест 1859 года знают лишь погост Березцы в составе трех дворов вокруг церкви. Она просуществовала до 1940-х годов.
О Бережце вспомнили лишь в 1960-х годах — краеведы А.А.Абрамов и В.Н.Маштафаров, а также археологи В.А.Глазов и М.В.Седова пытались отыскать его местоположение. Обычно археологи делают это по россыпям черепков на пашне; к сожалению, в этой низинной местности в основном располагаются луга, где все следы древности за века заплыли толстым слоем дерна. В любом случае, поиск следует вести в районе нынешней деревни Овинищи — единственного, судя на топографической карте, населенного пункта в этих местах. Ныне это Гороховецкий район Владимирской области, но до Нижегородчины оттуда лишь полтора километра лугов — и еще Ока.
Гороховецкие краеведы разобрались, что деревня Овинищи, вытянутая вдоль берега озера Неготина, возникла сразу же после Смутного времени из овинов деревни Бобылки, отнесенных туда из противопожарных соображений. Сама деревня нынче имеет статус выселок Овинищ и представляет собою кучку домиков, сгруппировавшихся возле нынешней турбазы. Замену названия Бережец на Бобылки местные любители старины связывают с тем, что, когда в конце XVII века Овинищи по численности населения перегнали Бережец, туда, на выселки, принялись сселять деревенских бобылей.
В 1932 году между Бобылками и тогда еще существовавшей церковью рядом с дорогой на старый перевоз у деревни Лисенки при рытье котлована под колхозное картофелехранилище на глубине около полутора метров люди случайно наткнулись на древнее кладбище Бережца — прекрасно сохранившиеся дубовые долбленые колоды. Расположенные на холме, нынешние Бобылки неплохо подходят на роль точного места древнего сторожевого укрепления — оттуда хорошо просматривается и русло Оки, и озеро Неготино — старица реки Клязьмы.
Одним словом, скоро весна, а затем и лето… Будут новые походы, будут и новые находки.
Анатолий МОСКВИН.
Кстати
Что же касается окской переправы, то с изчезновением Бережца она никуда не делась. Владимирский большак подходил к Оке у деревни Лисенки, на нижегородской стороне переправу обозначала деревня Низково, откуда большак шел на образовавшийся вокруг древних Избыльца и Мещерской слободы в XVI веке город Горбатов и далее — на Арапово, Богородское и Нижний Новгород
http://www.nnews.nnov.ru/news/2011/02/22/about-beavers/poshlaya-doroga/
Очень интересно и познавательно. Хотелось бы по-больше подобный краеведческих статей.
Спасибо за публикацию… Мне было очень интересно узнать о истории Овинищ и Лисенок. Мой отец оттуда родом. Я все детство провела летом в этой деревне, когда еще были живы дедушка и бабушка. В начале 80-х годов. Красивейшие места, озера и природа!!! Я очень люблю эти места. И всегда хотела узнать историю мест…слышала что там был переезд через Оку в средние века…Мне очень хотелось узнать свою родословную…и вот ваша статья…побольше бы истории…может быть так и о своих дальних предках что-то бы узнала…в 30-е годы мой дедушка был председателем этого колхоза в Лисенках…помню там даже школа, клуб были…недалеко в лесу пионерский лагерь…в деревне у нас дедушкин дом стоит..там сейчас мой двоюродный брат Николай за порядком смотрит. Спасибо вам.
Здравствуйте , Наталья. Я сам родился в Овинищах. Мой отец родом из Лисёнок. 80-е годы — годы моей юности. Может напишите о себе более подробно? Может мы знакомы?
К сожалению, Наталья написала комментарий, не указав свой электронный адрес, поэтому нет возможности переслать ей ваш вопрос…
Ну вот.., а сегодня через поле у д.Лисёнки ОАО ФСК ЕЭС планирует линию ЛЭП 500Кв.После запуска линии там:(по заявлению представителей ФСК)кроме ВОЛОС стоять ничего не будет…»
У моей семьи дача в деревне Лисенки.Статья немного не корректна.Около деревни Бобылки нет никакой турбазы.Была в советские годы турбаза на берегу Оки в километре от Бобылок.Да и судя по нумерации домов Бобылки сейчас считаются продолжением Овинищ.
Да, турбаза была недалеко от Лисенок , около перевоза.