Математик? Нет, филолог!
Трудно найти в истории города Павлова фигуру, привлекавшую бы к себе большее внимание знатоков и любителей местного краеведения, чем Александр Генрихович Штанге.
Об этом человеке неоднократно писала местная пресса, еще в советское время вышла в свет брошюра, посвященная А.Г.Штанге и принадлежавшая перу старейшины районной журналистики А.А.Ларионовой.
2006г. был отмечен публикацией книги павловского краеведа А.С.Грамматина «Дон Кихот, осуществивший свою мечту», также повествующей о неординарном жизненном пути основателя Павловской кустарной артели. И все же, несмотря на повышенное внимание со стороны нескольких поколений журналистов и историков-краеведов, в биографии «артельного дедушки» остается немало «белых пятен».
Одно из них — это вопрос о специальности, полученной Штанге в российских вузах. С легкой руки самого знаменитого кооператора утвердилось мнение, что он получил высшее математическое образование.
В краткой автобиографии, написанной Штанге в декабре 1929г., он упоминает о том, что после окончания гимназии поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако закончить его не смог, так как за участие в сборе подписей под адресом, обращенным столичными студентами к больному Н.А.Некрасову, был выслан на прежнее место жительства — в Ригу. Позднее ему удалось окончить курс в университете г.Дерпт (ныне Тарту).
Вообще Штанге всячески подчеркивал в автобиографии свой интерес к «царице наук». Он не забыл упомянуть и о службе в счетном отделении Департамента железных дорог, и о преподавании математики детям ссыльных в Туле, и о разработке собственной системы алгоритмической логики.
Казалось бы, все ясно: перед нами портрет человека, посвятившего свою жизнь изучению математической науки. Следовательно, вопрос о характере высшего образования, полученного Штанге, отпадает сам собой. Но все ли так просто?
При внимательном прочтении автобиографии «апостола российской артельности» закрадывается подозрение, что это не самый надежный источник. Уж слишком избирательна память Александра Генриховича по отношению к делам давно минувшим. Например, он не помнит ни года своего поступления в Дерптский университет, ни года окончания курса в нем. Так, когда же он учился в Дерпте, а главное чему?
Ответ на этот вопрос нашелся в архивном фонде Тартуского университета. В начале 2005г. Павловский исторический музей по инициативе его старшего научного сотрудника Л.Г.Козловой разослал в архивы городов, связанных с детскими и юношескими годами Штанге, — Могилева, Риги, Тарту письма с просьбой сообщить, имеются ли в их фондах материалы о нем.
Ни из Белоруссии, ни из Латвии ответа дождаться так и не удалось. Зато из Эстонии письмо все-таки пришло, и сведения, в нем содержавшиеся, стали для сотрудников музея большим сюрпризом.
Оказалось, что Александр Штанге учился в Дерптском университете с января 1879 по февраль 1881г., и учился отнюдь не математике. В Дерпте он изучал русский язык и литературу и вышел из университета со степенью «кандидата русского языка в особенности и славяноведения вообще».
В хранящемся в Тарту личном деле Штанге есть рукопись студенческого сочинения, посвященного русскому литератору и историку первой половины ХГХв. Н.А.Полевому, прошение о защите кандидатской работы «Иван Саввич Никитин и его произведения» и отзыв об этом сочинении профессора русского языка и литературы Павла Александровича Висковатова (кстати, автора первой научной биографии М.Ю.Лермонтова).
Письмо эстонских архивистов разъяснило и еще один спорный момент в биографии Штанге — его религиозную принадлежность. В книге записи студентов «Album Academicum» четко указано: православный.
Сложно сказать, почему молодой человек, начавший изучать один предмет, позднее предпочел ему совершенно другой. Был ли это осознанный выбор, или так сложились внешние обстоятельства? Пока об этом рано говорить. Несомненно одно — дальнейшее изучение истории жизни и деятельности «вечного печальника павловских кустарей» вполне способно принести исследователям немало неожиданного.
Николай Федотов.
газета «Павловский металлист», №15 от 12 февраля 2009г.
Спасибо автору за статью. К сожалению, павловчане забыли Александра Генриховича Штанге.
Где-нибудь в городе есть памятник в честь этого замечательного бескорыстного человека?
Реально нравится мне этот блог. Есть, что почитать. У авторов манера письма такая ненавязчивая и не заумная, коей грешат сегодняшние писаки. Удачи вам всем!