Пенсионная реформа: от налогового принципа – к страховому

С 1 января 2010 года государство намерено увеличить пенсии людям старшего поколения путем, так называемой, «валоризации» (повышения денежной оценки) пенсионных прав. Правила следующие: 10 проц. – за стаж с 1991 по 2001 год, плюс 1 проц. за каждый год советского стажа до 1991 года.

Есть вопросы, к которым общество проявляет повышенный интерес вне зависимости от возраста, пола, социального статуса. Один из них – пенсионная система страны. Насколько социально защищенным будет чувствовать себя человек после прекращения трудовой деятельности, во многом зависят его сегодняшняя активность и порывы к самореализации.
О том, какие перспективы ждут наших граждан в связи с продолжающейся пенсионной реформой, довелось услышать в Москве на ноябрьском семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» непосредственно от председателя Правления Пенсионного фонда РФ Антона Викторовича Дроздова.

Без реформы не обойтись

Численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет 38,5 млн. человек. По предварительным расчетам в 2009-2011 годах доля средств, направляемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение граждан, должна будет превысить половину общих доходов Пенсионного фонда. При этом средняя социальная пенсия (минимальная гарантированная человеку, даже если он не проработал ни дня) в 2008 году остается ниже прожиточного минимума пенсионера, составляет 83,2 проц. от него. Средняя трудовая пенсия по старости превышает прожиточный минимум пенсионера всего на 16 проц.
Если ничего не менять, то в дальнейшем доля средств федерального бюджета, которые придется направлять на сбалансирование пенсионной системы, продолжит рост, но материальное положение пенсионеров от этого не станет лучше.
Стоит вспомнить «советскую» систему пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, то в ней средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).
Все это ясно показывает, что так дальше жить нельзя. Нужно совершенствовать пенсионную систему, наиболее приемлемый путь – развитие страховых принципов. Тем более, что опыт в таком направлении постепенно нарабатывается на основе пенсионной реформы, начатой в 2002 году и сложившейся из «трех китов»: государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения (страхования).
Растет число участников негосударственных пенсионных фондов, в настоящее время более 6,5 млн. человек добровольно формируют свои пенсионные накопления. Свыше миллиона человек получают негосударственную пенсию, которая совместно с трудовой пенсией по старости уже сегодня обеспечивает индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников на отметке 40 процентов от размера утраченного заработка.
Основная часть обязательных пенсионных накоплений граждан остается в распоряжении Пенсионного фонда. Самый высокий доход по ним от вложения в разные структуры получен в размере 7,02 процентов. Однако немалое число людей, порядка 3,27 млн., перевели накопительные средства в негосударственные пенсионные фонды.

Меняем 20 процентов на 26

В 2010 году формирование пенсионной системы должно перейти от налогового принципа к страховому. Единый социальный налог (ЕСН) будет заменен на страховые платежи. Предложен перевод базовой части трудовой пенсии в категорию обязательного пенсионного страхования. И страховая часть, и базовая начинают индексироваться по единым правилам. Взнос на пенсионное страхование составит 26 процентов от фонда оплаты труда, а общие отчисления на все виды страхования, включая медицинское и социальное, будут равны 34 проц.
В свое время до введения ЕСН работодатель вносил за своих работников на обеспечение их будущих пенсий 28 процентов от фонда оплаты труда, плюс еще один процент платил сам работник со своей зарплаты. С этой позиции рассмотрения такую величину социальных отчислений нельзя назвать завышенной.
ЕСН предусматривает три ступени. Одна ставка берется с заработка 280 тыс. руб. в год, другая – с 600 тыс. руб., следующая – после 600 тыс. руб. в год. Теперь предлагается установить единый объем заработка для отсечения – 415 тыс. руб. в год. С суммы, превышающей 415 тыс. рублей в год, а на начальном этапе с суммы свыше 280 тыс. руб., предлагается вовсе не брать страховые взносы. Предельный порог вводится для стимулирования бизнеса на повышение легальных зарплат в коллективах.
Принято 280 тыс. рублей, потому что заработок основного числа работающих (82 проц.) не превышает 135 проц. среднемесячной заработной платы в стране. Установленный предел для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться с учетом роста средней заработной платы, но не более того, чтобы охватить средний заработок все тех же 82 проц. трудящихся.
Для всех работодателей, организаций устанавливается единый тариф, не зависящий от отраслевой принадлежности и формы собственности. Отдельное решение принято для организаций, имевших льготы. В частности, особый переходный период устанавливается для тех, кто работает на рынке высокотехнологичной продукции и в сельском хозяйстве. На пять лет им будут сохранены текущие условия, а федеральный бюджет будет доплачивать Пенсионному фонду объем недопоступаемых от них средств, поэтапно снижая размер компенсации.

Направления в увеличении пенсий

Одним из направлений в увеличении пенсий является действующая во многих странах стандартная практика, при которой гражданин получает установленный уровень пенсии в случае, если в течение определенного срока (в Европе это 30 лет) он отчислял в пенсионную систему не меньше конкретного объема средств. У нас это стоимость страхового года, которая определяется минимальным размером оплаты труда, умноженным на 12 месяцев.
В 2010 году стоимость страхового года в системе обязательного пенсионного страхования составит около 16000 руб. Такой должна быть годовая величина обязательного платежа в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним категорий самозанятых граждан (сегодня 150 руб. в месяц, или 1800 руб. в год).
На повышение пенсии нацелен уже известный Федеральный Закон № 56, который предлагает гражданину подумать самому об улучшении своего материального положения в период нетрудоспособности, и оказывает конкретную помощь в этом. Эта программа так и называется – государственное софинансирование пенсии. Население ее окрестило «программой 1000 на 1000».
Закон предусматривает, что на протяжении 10 лет на каждую тысячу внесенных гражданином личных средств тысячу добавит государство, но не более 12 тыс. руб. в год. Государство добавит 48 тыс. руб. в год, если 12 тыс. руб. внес человек, который достиг пенсионного возраста, но работает и не получает пенсию. При этом работодатель тоже имеет право софинансировать. В этом случае работодатель освобождается от уплаты ЕСН с внесенной суммы, но не более 12 проц. фонда зарплаты. А работник имеет право предъявить эту сумму к вычету в составе общего объема вычетов при уплате налогов в размере 120 тыс. руб. в год.
Поздний выход на пенсию способствует росту пенсии.
- В данном случае речь не идет об увеличении пенсионного возраста, этот шаг должен быть подготовлен и объявлен заранее, – уточнил А.В.Дроздов. – Также нет ничего плохого и в том, что пенсионер, находясь на пенсии, продолжает работать. Это его право. Если за работающих пенсионеров были отчисления в пенсионную систему, которые учтены Пенсионным фондом, то есть люди внесли свой вклад, то почему им не надо платить пенсию, которую они заработали? Мы не считаем, что здесь нужно что-то менять.
В то же время созданы положения, стимулирующие граждан самим на некоторое время отказываться от назначения пенсии. Например, дополнительно индексировать пенсионные накопления на 6 проц. за каждый год, превышающий 30-летний стаж. Соответственно, если стаж меньше – придется рассчитывать на индексацию на 3 проц. ниже.
Еще один важный шаг в намерениях увеличить пенсии – это обязательства перед людьми старшего поколения, которые государство собирается реализовать с 1 января 2010 года. У наших уважаемых ветеранов не было возможности заработать страховую пенсию, т.к. большая часть их трудового стажа прошла в годы советской власти. Для сбалансированности их положения предусмотрена, так называемая «валоризация» (повышение денежной оценки) пенсионных прав. Правила следующие: 10 проц. – за стаж с 1991 по 2001 год, плюс 1 проц. за каждый год советского стажа до 1991 года. Чем больше срок работы до 1991 года, тем больше будет размер пенсии. Увеличение может произойти сразу на 1700 руб., а у пенсионеров, имеющих очень большой стаж, – на 2400 рублей.
Валоризация будет проводиться в отношении всех лиц, имевших хотя бы месяц трудового стажа и заработок до 01.01.2002 г.

Виды на размер пенсий

На 2009 год принята программа сравнять социальную пенсию с прожиточным минимумом. Он по расчетам в среднем по стране будет 4135 руб., а социальная пенсия – 4176 руб. Трудовая пенсия в конце нового года в 1,3 раза превысит прожиточный минимум и составит 5460 руб.
С 1 апреля запланирована индексация трудовой пенсии на 15,6 проц. В целом индексация всей пенсии за 2009 год составит порядка 37 проц.: два раза будет повышаться базовая часть и один раз – страховая.
В 2010 году средняя трудовая пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2015 – 2,5, к 2020 – 3.
Те, кто начнет трудовую деятельность после вступления в силу нового законодательства, в случае ежегодного отчисления в течение 30 лет в пенсионную систему не менее стоимости страхового года, при уходе на заслуженный отдых смогут получать пенсию в размере 40 проц. среднего заработка. Все страны Европы ориентируются на такой уровень замещения заработка в пенсионный период.
На весь 2009 год запланирована большая работа по законопроектам, чтобы с 1 января 2010 года начать внедрять предложения по совершенствованию пенсионной системы. Уже приняты два важных закона: один предусматривает отмену обязательной ежегодной подачи заявления в Пенсионный фонд, если человек решает отказаться от получения социального пакета, второй – введет ежегодный автоматический пересчет размера пенсий для работающих пенсионеров.
- Еще одним приоритетом для нас станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения, – сказал Антон Викторович, – и в этом мы надеемся на помощь журналистов.

Прогресс в персонифицированном учете

В будущем изменения претерпит порядок назначения пенсии. Все платежи работодателей за работников проходят через систему персонифицированного учета. В настоящее время в ней 63 млн. индивидуальных счетов. Столько каждый год рассылает Пенсионный фонд уведомлений гражданам о сумме их накоплений, названных в народе «письмами счастья». Информация накапливается, в дальнейшем она позволит многое упростить.
Сегодня для назначения пенсии гражданин должен принести выписку из трудовой книжки, всевозможные справки и т.д. Суть в том, что страховой стаж, который попал в систему персонального учета, идет с 2000-го года. Людям, которые прекратят трудовую деятельность в новых условиях, трудовая книжка не понадобится. Для назначения пенсии послужат сведения из персонифицированной программы и будет не важно, менял ли человек место работы или нет.
Пенсионный фонд, как управленческий аппарат, планирует также повысить эффективность собственной работы. Разрабатывается программа, которая обеспечит электронный способ обмена информацией с гражданами.
- Мы сейчас обсуждаем со Сбербанком возможности электронных сервисов, – поделился планами Дроздов. – Работаем с Почтой России, потому что средства, которые мы платим почтовой службе за доставку, – высокие и растут с каждым годом. Мы заинтересованы заменить эти услуги на взаимодействие с пенсионерами через электронные средства связи. Возможно, скоро пенсионеры получат доступ к своему пенсионному счету, т.е. сведения об объеме накопленных средств гражданин будет узнавать не из «писем счастья», а с помощью карточки. Нажав кнопку, он сможет сам ознакомиться со своим счетом. Отпадает необходимость в распечатке и получении писем ПФ. Мы понимаем, что охватить всех пенсионеров не получится еще долго, т.к. есть сельские и труднодоступные районы, есть люди, которые просто не могут сами пойти куда-то получить пенсию. Мы обязаны им предоставить доступный для них набор услуг, но при этом мы должны развивать новые возможности: Интернет и т.д.

Начал работать – думай о пенсии

С первого дня трудовой деятельности молодым людям надо самим держать в голове и планы на пенсионный возраст. Это характерно для жителей Европы. Работая в компаниях и фирмах, они приблизительно понимают свой уровень пенсионного обеспечения к выходу на пенсию, исходя из этого, сами решают, делать ли им дополнительные взносы на будущее, сэкономив на чем-то сегодня.
Елена ГОРГОЦ.

24.12.2008  Метки:   Рубрики: Обо всем

Написать комментарий




Павлово-на-Оке – город в Нижегородской области России, центр муниципального района - Павловского. По сохранившимся документам поселение известно с 1566 г. Статус города присвоен в 1919 г. Население 62.5 тыс. человек. Телефонный код +783171. Почтовый индекс 606100.

Публикация материалов допускается только с указанием ссылки на первоисточник Селяне