Святыни Горбатова и округи
В 1672 году после постройки деревянной приходской церкви Преподобного Евфимия Суздальского сельцо Горбатово становится селом. В дальнейшем, а именно в 1780 году, в связи с тем, что Горбатов был учрежден в город, церковь переименована из приходской в соборную.
К концу XIX века Горбатовский уезд делился на четыре Благочинных округа Нижегородской епархии. В первом округе насчитывалось 20 церквей, во втором — 21, в третьем — 14, в четвертом — 15. Итого действовало 70 церквей.
Первым благочинным округом, в который входили храмы города Горбатова, в конце XIX века руководил протоирей Николай Васильевич Лебединский.
Троицкий собор в Горбатове
Главной святыней на территории первого благочинного округа считался трехпрестольный собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Этому храму скоро исполнится 200 лет, он построен в 1814 году. К нему же относится Кладбищенская церковь, каменная, однопрестольная, построенная в 1852 — 1858 годах, освященная в честь Иконы Божия Матери «Всех скорбящих радости».
Сведения о храмах взяты из книги «Адрес — календарь Нижегородской епархии» (Н.Н. 1888г.). Там же можно подробнее прочесть о приходах и церковном имуществе.
Богослужения в Троицком соборе совершали: протоиерей Н.В.Лебединский, священник А.В.Тихомиров, диакон А.Е.Салганский, псаломщики: А.В.Знаменский, А.М.Добролюбов, Н.Н.Троицкий и другие.
В прихожанах на тот период числились 1755 человек мужского рода и 1909 человек женского рода, среди них — 112 раскольников. Под началом церкви состояла каменная часовня на Базарной площади и деревенские приходы в Костине, Низкове и Лисенках.
В годы Советской власти государство объявило войну церкви. Как следует из документов, 11 апреля 1932 года на расширенном заседании пленума Горбатовского городского Совета с участием местных партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций рассматривался доклад Фролова под названием «Религия и Пролетарское Государство». На собрании присутствовали 302 человека, сразу после выступления активистов развернулась дискуссия. Вот стенограммы некоторых выступлений.
«Тов. Ерохин: «Нет культурного очага в городе. Имеющийся клуб органами пожарной охраны закрыт, необходимо собор закрыть и в нем устроить театр-кино».
Тов. Кротов: «Религия есть вред пролетарскому государству, начатое дело по закрытию собора нужно довести до конца».
Тов. Рагузин: «Наша задача бороться с религией, она вредит делу выполнения пятилетки и пролетарской революции во всем мире, собор требуем от Советской Власти закрыть и передать под клуб-театр»».
В соответствии с решением большей части населения и «мотивируя тем, что на территории Горбатова имеются две церкви православной веры: собор и кладбищенская церковь, третья – единоверческая, а в ближайших селах Нижнем Избыльце и Мещерских горах на расстоянии полукилометра и один километр есть две православные церкви», пленум постановил передать собор под культурный центр». Кроме того, было предложено сдать государству церковные ценности и «приобрести на это духовой оркестр».
Не смотря на пышность выступлений и постановлений, храм не был закрыт, но 26 ноября 1934 г. на заседании президиума городского Совета рассматривался вопрос о прекращении колокольного звона в церквях города Горбатова. В ход было пущено ходатайство избирателей города и наказы отдыхающих. В документе говорится, что в Горбатове числятся 1384 избирателя, что из присутствующих 950 человек 946 проголосовали за прекращение звона и только четыре были против. В итоге было принято следующее: «Учитывая, что город имеет ряд домов отдыха, как то: Чернореченского химического завода, завода № 80, Краевого Управления милиции, а также имеется ряд школ. Звон, как отдыхающим, так и школам крайне лишний. На основании этого просить Президиум Павловского Исполкома о прекращении колокольного звона во всех церквях г. Горбатова». Так местные храмы были лишены голоса…
11 января 1935 г. президиум Горсовета вновь рассматривал вопрос о закрытия Троицкого собора и принял решение удовлетворить ходатайства трудовых коллективов действующих в Горбатове предприятий и организаций, чтобы переоборудовать культовое здание во дворец культуры и кинотеатр, так как трудящиеся города имеют большую нужду в культурно-просветительском обслуживании. Кроме того, «колокольню собора необходимо и целесообразно по техническим данным переоборудовать под водонапорную башню», что позволит обеспечить водой «канатно-веревочную фабрику, дома отдыха и организации, так как город находится в весьма плохом состоянии по водоснабжению».
Через два месяца была утверждена комиссия по ликвидации Троицкого Собора, а 25 марта 1935 года создана комиссия по оборудованию театра, в которую вошли: Долгов, Симатова, Абаимова, Вялова, Фокеева, Ерофеев, Ганькин. Так закрылись двери первого храма…
В Троицком соборе был открыт кинотеатр, но местные жители с критикой отзывались о новом очаге культуры: «Зимой там было холодно, а летом сыро». Во время Великой Отечественной войны в храме была дополнительно устроена солдатская столовая. После войны были планы переоборудовать собор под спортзал.
В середине 50-х годов было принято решение о частичном разрушении храма и полном разрушении часовни и сторожки. К счастью, этого не произошло.
В 60-е годы в соборе разместили склад РТО. Рядом довольно долго находились пивные павильоны. В церковной сторожке длительный период базировалась городская автостанция. Лишь в 1987г. началась реставрация этого многострадального сооружения и в 1990г. храм вновь открылся для верующих.
Священноисповедник Николай Рюриков
В Троицком соборе на видном месте хранится икона священноисповедника Николая Рюрикова. Протоирей Николай Владимирович Рюриков родился 5 апреля 1884 г. в семье священника. В 1905 году он окончил Нижегородскую духовную семинарию, в 1911 г. был назначен священником в Троицкий собор города Горбатова, где прослужил 16 лет.
Помимо исполнения своих прямых обязанностей Николай Рюриков вел большую педагогическую работу. С 1911 по 1915 годы он являлся заведующим и законоучителем горбатовской женской церковно-приходской школы, в 1915 – 1917 гг. — законоучителем мужской гимназии. Наряду с этим он наблюдал за преподаванием Закона Божьего в учебных заведениях Горбатовского уезда, был казначеем местного отделения Нижегородского епархиального училищного совета, делопроизводителем Горбатовского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах. В сентябре 1917 года Николай Рюриков был назначен настоятелем Троицкого собора. За свои труды он награжден набедренником, скуфьей, медалью в память 25- летия церковно-приходских школ и медалью к 300-летию династии Романовых.
29 июля 1927 года отец Николай был арестован по ложному обвинению в проведении контрреволюционной пропаганды, 4 ноября 1927 года приговорен к трем годам ссылки в Восточную Сибирь. Его супруга Ольга Георгиевна была лишена избирательных прав, как жена священника.
После отбытия срока в ссылке Николай Рюриков был священником в селе Владимирское Марийской АССР. В 1936 году награжден палицей. Вновь арестован 29 сентября 1937 г. и приговорен к 10 годам лагерей. Отбыв чуть больше половины срока заключения, он умер в лазарете Локчимлага в Коми АССР 18 июня 1943 г.
Решением Священного Синода 6 октября 2006 г. священник Николай Рюриков причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. В 2009 году родственники отца Николая передали на служение в храм его икону.
Храм Воскресения Христова
В селе Избылец в 1823 году была построена каменная четырехпрестольная церковь Воскресения Христова. В ней служили священник И.Б.Рославлев, псаломщик Н.И.Гноринский. Приход церкви насчитывал 547 православных мужского рода и 768 женского, в т.ч. раскольников — 88.
Первый удар по Русской православной церкви был нанесен большевиками в 1921 – 22 годах, когда для борьбы с голодом были реквизированы огромные богатства, накопленные веками. Сохранилась одна опись реквизированного имущества храмов города Горбатова. В селе Нижний Избылец у храма Воскресения Христова отобраны (в пересчете на вес в золотниках): «Риза иконы Божьей Матери Ярославской (39 фунт. 3 зол.), Риза Нерукотворного Образа (3 фунт.52 зол.), Ризы разные 6 штук (5 фунт.93 зол.), чаша диска с прибором (3 фунт.33 зол.), дарохранительница (1 фунт. 82 зол.), два креста (2 фунт. 13 зол.), бокал (83 зол.), венец с иконы Божьей Матери Ярославской (3 фунт. 24 зол.). Всего сдано серебра – один пуд 19 фунт. 90 зол.».
О реквизированном имуществе сообщается следующее: «Мая 12 дня 1922 года. Историческая чаша пожертвована в 1754 году марта 4 дня Ростовским Иваном Лобановым. Вес чаши и диска, звездицы и лжицы – 3 фунт.33 зол. Заплачено 85 руб. Хранилась в церкви с. Избыльца 168 лет. Риза Божьей Матери Ярославской пожертвована помещиком Турчаниновым в 1825 году августа 18 дня. Лишились всего, украшений всех, драгоценных вещей и доблестных наших Благодетелей. Память не забудется никогда. Все это свершилось при наших глазах 10 мая 1922 года. Сей лист должен храниться в церковном ящике на память взятых церковных украшений».
Осенью 1948 года из церкви Воскресения Христова и ее подвалов были вытащены остатки имущества, которые погрузили на баржу и отправили в город Горький. Весной 1949 года началась разборка исторического сооружения рабочими бригадами из Дзержинска и Горького. Кирпич грузили на баржи и отправляли вниз по Оке.
Храм Преображения Господня
В селе Мещерские горы действовала каменная трехпрестольная церковь в честь Преображения Господня, построенная в 1829 году. Из сохранившихся документов известно, что в ней служили: священник П.Н.Воскресенский, диакон А.А. Соколов, псаломщик М.А.Воскресенский.
Приход храма Преображения Господня включал население деревень: Пестряково, Попадьино, Верхний Избылец, Новец, Верхнее Кожухово, Исподнее Кожухово, Большое Чуболово, Малое Чуболово, Окулово, Домнино и насчитывал: 1148 человек мужского рода и 1394 – женского. Раскольников в их числе не было.
Храм Преображения Господня прекратил священнодействия в 30-е годы прошлого века, а в 1942 году его взорвали под предлогом, что церковь была хорошим ориентиром для фашистских самолетов, летавших бомбить станцию Сейма и город Горький.
Сорок лет назад мой отец показывал мне развалины церкви, где виднелись остатки фундамента и валялись чугунные плиты с надписями. К сожалению, сейчас я не смог точно определить это место. Надеюсь, кто-то отзовется и укажет его. Долгое время мы не имели никаких сведений об этом храме. Мои поиски в государственных архивах Н.Новгорода, Арзамаса, Балахны и Павлова тоже не принесли никаких успехов. Лишь после шести лет поисков фото этого замечательного по своей красоте сооружения было найдено заведующей Горбатовской городской библиотекой Г.В.Рубцовой.
Троицкий храм в Чмутове
Одно из самых ранних православных сооружений в Горбатовском уезде – каменная трехпрестольная церковь в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы в селе Чмутово. Она была построена в 1679 году. В имеющемся документе значатся фамилии священника В.А.Аргентова, псаломщиков В.И.Лебедева и С.Ф.Архангельского.
Приход этой церкви включал население деревень: Сосновка, Погорелка, Пруды, Поляна, Мещера, Борок, Мунькино и насчитывал 1093 человек мужского пола и 1395 – женского. Раскольников среди них не было.
Как и в селе Мещерские горы, чмутовская многовековая святыня была частично разрушена в 1942 году, видимо, с аналогичной мотивацией. Частичное разрушение объясняется тем, что церковь стояла посредине села, взрыв угрожал повредить дома жителей. В уцелевшей части православного сооружения разместили склад, который все-таки разрушили в послевоенные годы. В 2005 году учащиеся чмутовской школы установили на месте церкви Поклонный крест.
Единоверческая церковь Успения Божьей Матери
Церковь Успения Божьей Матери построена по проекту архитектора Шмакова, указанная дата окончания строительства — 9.10.1900 г. Приход состоял из мещан города Горбатова и из крестьян Горбатова и деревни Низково, всего 121 человек. При храме служили: священник Иоанн Личадеев, псаломщик Михаил Федотов. Последний раз посещался Архиереем 27 апреля 1916 года.
Мрачный период для храма наступил с сентября 1935 года, когда Горбатовский горсовет остановил свой взгляд на культовом здании с целью переоборудования его под хлебопекарню. В документе от 6 ноября 1935 г. сообщается: «Принимая во внимание, что в городе имеется в наличии бесхозная церковь, которая не функционирует уже 11 месяцев. Имущество расхищается, стекла в окнах бьются. Церковь по своей кубатуре и архитектуре вполне подходит под культурные учреждения, как то: клуб, библиотека, радиоузел и.т.п. Просим Президиум Павловского райисполкома возбудить ходатайство перед Крайисполкомом о закрытии в городе Горбатове Успенской Единоверческой церкви».
Но, пожалуй, судьба церкви была предопределена еще весной 1931 года, когда община обратилась к властям с просьбой понизить налог со строения и ренту с 2449 руб.64 к. до 748 руб. Просьба была отклонена. Налоги росли год от года, а община была не велика, хозяйство церкви приходило в упадок. Так закрылись двери второго храма…
Власть рушила храмы не только материально, она разрушала их и в душах людей. Об этом свидетельствует вышедшее 14 февраля 1936 года постановление Горсовета, адресованное директору неполной средней школы Я.И.Ерофееву: «Прямая обязанность школы разрушить в детях всякую веру в богов, святых и всякие сверхъестественные силы».
В декабре 1936 года Городской Совет публикует просьбу перед вышестоящими организациями начать постройку специальной электролинии Балахна-Ворсма-Горбатов в виду ежегодного повышения потребления электроэнергии, предложив в качестве необходимого помещения для подстанции закрытую церковь». Так церковь стала на долгие годы «источником света»… не божественного, а электрического. После закрытия электроподстанции в церкви размещались склады РСУ, пилорама ТОО «Гермес».
Церковь «Всех скорбящих радости»
В 1939 году пришло время закрытия последней церкви города Горбатова, которая была построена в 1858 году в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости».
В декабре вышло постановление: «Учитывая, что кладбищенская церковь более года не функционирует и находится в бесхозном состоянии, поддержать ходатайство рабочих и служащих канатно-веревочной фабрики, артели «Металлист» и артели «Промкооперации» о закрытии кладбищенской церкви с использованием ее в дальнейшем под овощехранилище. Просить президиум Райисполкома об утверждении настоящего постановления».
Долгое время церковь находилась в запустении, пока за ее восстановление не взялась канатная фабрика, где трудовым коллективом тогда руководил А.Л.Степанов, и предприниматель О.С.Попов. Был проведен ремонт крыши и наружной части церкви. С 2008 года в ней вновь проводится служба. В настоящее время ремонт храма продолжает Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь (настоятельница матушка Никона).
На месте кладбища — картофельное поле
В период борьбы с религией пострадало и место упокоения граждан — малое кладбище, принадлежавшее старообрядческим общинам Белокринницкой и Спасово Согласие, которое в настоящее время находится в самом хаотичном состоянии. Судьба погоста решилась на заседании президиума Горбатовского горсовета 24 мая 1931 года, когда было вынесено постановление.
«Находящееся в черте города свыше 150 лет малое кладбище рядом с фруктовым заводом совхоза Розы Люксембург (конец ул.К. Маркса.) в санитарном отношении расположено не на месте, в настоящее время пришло в упадок, имущество находящееся в нем на 50 проц. населением растащено и оставшееся растаскивается, имеющаяся ранее ограда вокруг кладбища растащена до основания годов пять или более тому назад и общины за этот период никаких мер к восстановлению ограды вокруг кладбища не принимали. Белокриницкая община в 1930г. передала свой молитвенный дом (Моленную) в ведение Горкомхоза. Община Спасово Согласие в 1928 году распалась, и с того же года принадлежавший ей дом занимается Домом инвалидов. В настоящее время эти общины не существуют и нигде не значатся зарегистрированными.
На основании выше изложенного Президиум постановляет: малое кладбище закрыть и оставшейся части верующих старообрядческих общин предоставить пользовать большое кладбище, находящееся рядом в 200 метрах, где пользуется все остальное население».
Остатки кладбищенского имущества были растащены. На его территории в разные времена располагались: городская скотобойня, керосиновый склад, кузница, пилорама. В настоящее время этот участок земли занят картофельным полем. Немым укором для нас всех лежит рядом в овраге последний надгробный памятник с захоронения Зайцевой Екатерины Андреевны (1830-1903)…
Анатолий Савинов,
автор книг и газетных публикаций по истории города Горбатов.
Могу добавить, что моя бабушка Старикова Мария Константиновна (1913г.р.) была родом из села Нижний Избылец. Из ее воспоминаний: церковь была красавица, а когда ее взорвали, то батюшка горько плакал, целовал камушки, сошел с ума и умер на развалинах. Потом его хоронили. Имя священника — Павел.
Уважаемый Анатолий! Спасибо за текст, очень интересный. Вопрос: Могли бы Вы подарить нашему архиву ваши книги о Горбатове? Государственный архив специальной документации (ГКУ ГАСДНО) находится в Нижнем Новгороде, специализируется на документах, связанных с архитектурой, реставрацией и т.д. В нашем справочно-информационном фонде собираются книги по истории и архитектуре Нижегородской области. С нами можно связаться по телефону 8-831-248 19 14 Елена Дмитриевна Стариченкова. Можете найти нас на сайте Комитета по делам архивов Нижегородской области. Если надумаете прислать книгу, подпишите ее, пожалуйста (тогда для истории останется еще и Ваш автограф). заранее спасибо.