Взрывоопасная обстановка

Цитадель Михалкова

Возле города Горбатова идут бои… Раскаты взрывов и автоматные очереди постоянно привлекают сюда любопытствующий народ. Еще бы! Разве не интересно посмотреть, как создается настоящее кино, да еще продолжение фильма, который получил одну из самых почетных наград кинематографистов «Оскара»?! Рабочее название картины, «Утомленные солнцем-2», перед выходом в прокат сменится, зрителям она будет представлена двумя полнометражными частями «Предстояние» и «Цитадель».
Непосредственно у деревни Низково прямо на сжатом пшеничном поле расположился большой палаточный лагерь. Здесь «место дислокации» работников «Мосфильма», которые привыкли к кочевой жизни. От табора их отличает разве что большое скопление техники, отдельно оборудованная столовая и современные биотуалеты. На каждой машине привешен мешок для мусора.

Солнечный и по-летнему теплый день сказывается на настроении людей. В «лагере» то там, то тут слышен смех, шутки. Москвичам нравится возможность пожить на свежем воздухе. Некоторые до съемок успевают сходить в лес и возвращаются с пакетом тугих желтеньких маслят.
Главные действующие лица приезжают на иномарке. Выходят из автомобиля, веселые, азартные, все уже признанные звезды кино и театральных сцен: Дмитрий Дюжев, Андрей Мерзликин, Александр Фисенко, Артур Смольянинов.
«Поговорить? Пожалуйста. Сфотографироваться? Обязательно. Только давайте совмещать приятное с полезным», — так легко отзываются парни. Мы общаемся во время гримирования и в промежутках между переодеваниями. Приятно смотреть на их улыбающиеся знакомые по многочисленным фильмам лица. Они перекидываются друг с другом «прикольными» фразами, слушают наставления костюмеров, что-то переспрашивают, отвечают на вопросы работников подготовительной группы, повторяют тексты ролей и т.д., одним словом, работают.
Smolyaninov.JPGАртуру на днях исполнится 23 года, большую известность ему принесла роль Лютого в фильме Федора Бондарчука «9-я рота». Энергия бьет в нем ключом. Он даже на пожелании читателям успел подрисовать забавное солнышко.
Merzlikin.JPGАндрей родом из г.Королева, в театральный поступил неожиданно для самого себя. Признание кинозрителей получил сразу и бесповоротно (сериал «Вокзал», фильмы «Бумер» и «Бумер-2»). Недавно у Андрея родился сын Федор, он очень серьезно относится к званию отца, стал даже отказываться от ведущих ролей, чтобы чаще общаться с семьей.
Fisenko.JPGАлександра Фисенко хорошо знают и любят театралы, он играет в театре Олега Табакова. Весьма заметными получились и роли в кино («Марш-бросок», «Провинциалы»). В «Утомленных солнцем-2» его герой – строгий командир штрафного батальона Калинушкин, под его начало попадает из тюрьмы Котов. Александр, не смотря на суровость роли в фильме, улыбчив и открыт для общения. «Мне на юг не надо, так у вас хорошо», — говорит он, отвечая на вопрос: «Как вам нравятся места съемок?»
Dyuzhev.JPGДмитрия Дюжева после нашумевшего сериала «Бригада» никому представлять не нужно, его узнают повсюду.
Артисты в восторге от Щепачихи, от сердечности обстановки, от хорошего отдыха в свободное время. После съемок они успевают еще поиграть в футбол на освещенной спортивной площадке на базе у Михалкова. Они с уважением отзываются о гостеприимстве мэтра, о его по-настоящему отеческой заботе, радуются любой возможности поучиться у него мастерству.
Палаточный городок «оживает» сильнее, когда появляется Никита Михалков. В фильме у главного режиссера еще и главная роль – комдив Котов. Пока Никиту Сергеевича гримируют в небольшом фургончике на колесах, вокруг него собираются люди. У него особый дар в любом месте быть центром притяжения для других. В каком бы месте съемочной площадки он ни находился, там обязательно сконцентрируется круг людей, и оттуда будет звучать его четкий голос.
Никита Сергеевич слушает рассказ о вчерашней съемочной обстановке, о том, что он не мог видеть «из кадра». Обсуждается проблема, которая возникла из-за банальной детали: в нужный момент в нужном месте не стрелял автомат, его каждый раз «заедало». Девушки-помощницы вспоминают, как, глядя с ужасом на разнервничавшегося Михалкова, одна другой говорила: «Ой, он побежал разбираться. Ой, какой злой! Ой, что сейчас будет! Пойдем, посмотрим». Сегодня они все вместе хохочут над той нервозной ситуацией и над тем, как неожиданно для всех мэтр спокойно «отчитал» ответственных за подготовку оружия специалистов.
Во время съемки бывает столько помех, что иногда дублей вынуждены делать несчетное количество раз. То дым стелется не в ту сторону, то из леса неожиданно собака выскочит, то где-то вдали современный автомобиль появится. Все нужно учесть и заметить вовремя.
Съемочная площадка у подножия холма, на котором сооружена бутафорская вражеская цитадель, изрыта лабиринтами окопов. Они прикрыты маскировочной сеткой, повсюду разбросаны останки «подбитых» танков, «трупы» солдат. Противотанковые «ежи» изготовлены из дерева, но они потрясающе похожи на куски металлических рельс. За достоверностью каждого штриха в кадре следит главный художник Владимир Аронин, признанный профессионал в кино.
…Дмитрий Дюжев в военной форме лежит на траве, раскинув руки, смотрит в небо и шевелит губами, он повторяет роль. Сегодня по сценарию его герой Иван погибнет, сгорит в огне. Дмитрий уедет в Москву, там его ждут театральные зрители.
Спустя некоторое время звучит команда: «Приготовиться к съемке. Снимаем без репетиции». Все, кто не занят, перебираются на удобные места, откуда будет хорошо виден центр кадра. Привычный старт – команда «мотор». На движущемся сквозь взрывы танке — Котов, комбат Калинушкин и герои А.Мерзликина и А.Смольянинова. Взрывы рвутся с мощной силой, закладывая уши и доставая зрителей разлетающимися комками грязи. В воздухе витают куски черной сажи. С танка слышны крики, Котов «видит» своего друга Ивана «пылающим факелом». С белорусским пареньком судьба свела его в лагере для заключенных, сроднила, как отца и сына, общими тяготами. Теперь Котов вынужден стрелять в Ивана, чтоб облегчить его страдания, и … автомат опять предательски «не срабатывает». Долину мгновенно разрывает команда: «Стоп! Танк на исходную позицию, всем отойти!».
К центральной площадке «пулей» мчится человек с другим автоматом в руках. Пиротехники вновь готовят «взрывы». Раскрывают ямы, закладывают взрывоопасную начинку, закрывают мешками с землей, маскируют. На команду «стоп» не реагируют те из них, кто создает общую картину боя. Их руководитель невозмутимо продолжает разбрасывать дымовые шашки и отдавать распоряжения, куда «поддать» дымку черного, а куда белого. Завесу надо поддерживать без перерыва, чтобы фон сражения был всегда наготове. Дорогостоящие шашки без конца мелькают в руках пиротехников, «унося на ветер» деньги из бюджета фильма.
Следующий дубль получается один к одному похожим на первый — без автоматной очереди. И еще один такой же, и еще… Издалека не видно реакции Михалкова, он молчит, но хорошо заметны разочарования и переживания других людей.
«Дзинь, дзинь, дзинь, колокольчик звенит, этот звон, этот звон о любви говорит», — неожиданно тихо и мелодично запевает сидящий рядом Дмитрий Дюжев. Потом говорит: «Самое сложное в нашей профессии – это ожидание. Бывает, до твоей сцены ждешь целый день, ты уже никакой, а тебя зовут, и ты должен собраться и сыграть так, как будто это единственный дубль в жизни».
В тот день сцену с Иваном начали снимать только в шестом часу вечера. А на отдых «мосфильмовцы» отправились, когда на улице стало совсем темно. Рабочий день главного режиссера обычно заканчивается еще позже. Он просматривает отснятый материал, изучает каждую деталь.
Михалков мастер своего дела и не любит, когда зрителю предлагают некачественную продукцию. Недавно вышел в прокат его новый фильм «12», получивший специальный приз «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. Награду сопроводили словами: «Жюри восторженно признает немеркнущее великолепие всего творчества Никиты Михалкова. Его новый фильм — еще одно подтверждение его мастерства в исследовании сложности человеческого существования, которую он воплощает с огромным гуманизмом и эмоциональностью». Теперь фильм «12» выдвинут от России на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм года». В числе девяти претендентов были такие работы, как «Артистка» Станислава Говорухина, «Волкодав» Николая Лебедева, «Груз 200» Алексея Балабанова, «Изгнание» Андрея Звягинцева. Киноленту «12» выбрали большинством голосов в результате открытого обсуждения и тайного голосования на полномочной комиссии под председательством режиссера Владимира Меньшова. Пожелаем удачи Никите Михалкову и как мастеру, и как человеку, который так же, как мы, любит и ценит природу нашего Павловского края.
Елена ГОРГОЦ.

13 коментариев “Взрывоопасная обстановка

  1. Уведомление: Casia
  2. Сегодня меня лишили премии. И кризис завис на дворе… А у вас тут ничего, и посмеяться есть над чем, и поругаться, в общем, черпнул слегка позитивчика. Спасибо, Селяне!!!

  3. По большому счёту я с вами согласен. Просто некоторым кажется, что им обязательно надо чем-то выделиться из общей массы. А чем выделяться, это уже не важно.

  4. Посмотрели? Ну и?
    Читал комменты. зло ругают. по мне фильм хороший. просто ждали большего.

  5. Целиком пока не смотрел — время жалко, пробежался по фрагментам… Обычная клюква, просто дорогая. Сейчас такого добра навалом.

  6. жестоко
    Но добивать ветеранов недобитых первой частью надо, да.
    Ждать пока сами помрут видимо невтерпеж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.