Потомки скупщика Пестрякова с Дубровки

Дом скупщика Пестрякова в Павлове

Сапоги деда, оставшиеся с 1-й мировой войне, до сих пор целы, и внук носит их на хозработах в деревне, Он показал нам и фотографию деда в военной форме царской армии, на обороте карточки любопытная запись советского времени о заказе на её увеличение: «Бюст. Убрать погоны, кокарду и крест с фуражки, козырёк сделать чёрный».

В историческом музее города Павлово есть любопытная дореволюционная фотография полукаменного (кирпичный низ, деревянный верх) дома скупщика Пестрякова на углу улиц Дубровки и Покровской (ныне — ул.Кирова, 12). Дополняют вид стоящая перед воротами открытая конная коляска, в которой сидит нарядно одетая хозяйская семья, и собравшиеся вокруг них работники, прислуга, уличная ребятня.
Дом цел и сейчас, но за вековую свою жизнь, конечно, значительно утратил первоначальную затейливость и праздничность внешнего оформления. Дом не очень велик, но видно, что строили его люди состоятельные, заметные. Как правило, мы мало знаем о прежних владельцах таких и еще более крупных павловских домов, но краеведческого внимания эти люди, конечно, заслуживают.
Об этом доме и его прежних владельцах наша и некоторые другие газеты написали в августе прошлого года в связи с посещением Павлова высоким столичным гостем — первым замом руководителя Федерального агентства по туризму Анатолием Ивановичем Ярочкиным. Его бабушка Нина Михайловна в раннем детстве оказалась сиротой (у неё трагически погибли родители) и стала приемной дочерью хозяина дома Василия Устиновича Пестрякова. Она выросла в этих стенах, вышла здесь замуж (стала Лизгачевой) и родила двух детей: сына Юру и дочь Евгению — мать А.И.Ярочкина, а в начале тридцатых годов семья перебралась в Москву. Анатолий Иванович привез и подарил нашему музею ряд семейных реликвий, связанных с Павловом и этим домом, встретился с районным руководством и прессой.
Не так давно в разговоре со мной случайно обмолвился о своем прямом родстве с Пестряковыми павловчанин Александр Константинович Фокин, бывший зам. главы райадминистрации по экономике, а теперь пенсионер. Выяснилось, что он приходится правнуком Василию Устиновичу, сохранил фотографии (например, на его экземпляре вышеупомянутого снимка есть даже автограф прадеда), помнит некоторые семейные предания.
На той старинной фотографии (предположительно 1908г.) хорошо заметна висевшая на воротах усадьбы большая вывеска: «Покупка, отправка павловских изделий В.У.Пестрякова». Она свидетельствует о том, что владельцы занимались скупкой местной кустарной продукции для отправки торговцам в городах и весях страны, на ярмарки. А.К.Фокин считает, что скупали Пестряковы не только металлоизделия, но и, например, изготавливавшиеся в варежской стороне отличные сундуки. У Василия Устиновича было два брата: Семён, имевший дом в Павлове напротив Воскресенской церкви, и живший в Муроме Пётр. Возможно, их род идет из д.Шерстино ныне Арефинского сельсовета Вачского района.
А.К.Фокин — внук единственной родной дочери Василия Устиновича Анны. Родилась она в первом браке скупщика, в середине 70-х годов ХIХв. Супругу звали Екатериной, и умерла она очень рано. Сохранилось семейное предание, из которого следует, что Анечка была тогда совсем маленькой (видимо, 2-3 года): она так безудержно носилась на похоронах матери, что даже порвала, зацепившись за тарантас, юбку.
Через некоторое время Василий Устинович женится вторично, но родных детей в его браке с Анной Николаевной, видимо, уже не было. Дочь окончила в 1889г. Павловское женское начальное училище, выросла, и ее выдали замуж (дав хорошее приданое, причём на платках, белье и прочем были красиво вышиты именные вензеля «АЛ») за молодого человека из д.Бандино — Михаила Яковлевича Морёнова. Правда, сейчас уже не известно, после замужества Анны Васильевны или еще раньше родители ее взяли в свою семью приемную дочку Нину (впоследствии бабушку А.И.Ярочкина).
Отец Михаила и два его брата занимались хлеботорговлей, держали лесопильный завод. У них был также небольшой кирпичный заводик на «Заводней горе» под Пуркой. Занимались и перевозом водки с казенных заводов. (Обоз, следуя из Мурома, останавливался на постоялом дворе в Новоселках, там ночевали, зимой отогревали гужи, а утром — в Павлове. Предусмотренный стеклобой был небольшой — четвёрка с воза).
Михаил Яковлевич участвовал в 1-й мировой войне. Кстати, сапоги деда, оставшиеся с той войны, до сих пор целы, и внук носит их на хозработах в деревне, Он показал нам и фотографию деда в военной форме царской армии, на обороте карточки любопытная запись советского времени о заказе на её увеличение: «Бюст. Убрать погоны, кокарду и крест с фуражки, козырек сделать черный». М.Я.Моренов был потом церковным старостой в Липовицах.
Анна Васильевна и Михаил Яковлевич вырастили пять дочерей (старшая — с 1903г.р., младшая — с 1917г.). Девочки регулярно ездили к деду в Павлово, особенно любима им была вторая внучка — Вера. У Пестряковых в двадцатые годы имелось (а может, сохранилось с более ранних времён) какое-то небольшое кондитерское производство, и дети всегда возвращались от них с кучей сладостей. Дедушка в 1927г. умер, и всем внучкам, видимо, чтобы не было претензий на оставшееся наследство, было выдано по енотовой шубе.
Когда на селе началось раскулачивание крепких хозяйств, у их семьи в Бандине забрали лошадей, скот, лучшее из имущества. Но, как рассказывает А.К.Фокин, дедушка и бабушка все рады были отдать, лишь бы на этом прекратились преследования. Так, комплект дореволюционных столовых приборов был оставлен в доме фактически на условиях совместного пользования всеми односельчанами, и потом многие годы люди брали его при проведении своих больших застолий (свадеб, поминок, праздников).
В семейном архиве сохранилась вырезка из «Павловского металлиста» (за 22 декабря 1932г.) с разгромной статьей «Кулаки и их агенты разваливают колхоз». В ней — призыв гнать из Бандинского колхоза как классовых врагов тех, за плечами которых «кулацкое прошлое», и целый список этих лиц, а среди них и представители рода Морёновых. Обобранные и выгнанные из колхоза, люди оказывались в тяжелом положении в родной деревне, некоторые вынуждены были уехать.
Анна Васильевна с мужем доживали свой век в Бандине. Умерла она в 1945г. и похоронена в Липовицах на новом кладбище. Прямых потомков бывшего хозяина дома на Дубровке сейчас целых семь, трое из них живут в Вареже: Н.П.Софронова, В.В.Дёгтева и Н.П.Гаврилов. Все уважаемые, заслуженные люди, верой и правдой трудившиеся на благо страны.
Виктор ЛЕБЕДКОВ.

Читайте также:

комментариев 10

  1. Татьяна:

    Моя первая учительница из рода Пестряковых и ей больше 90 лет. Но она жива. Герой Советского Союза- ее двоюродный брат

  2. luka1947:

    Валентина и Вячеслав Дегтевы — достойнейшие люди прошедшей эпохи.
    ((Какие-предки, такие- детки))
    На их подходе к жизни училась молодежь, в том числе и я.
    Жители Варежа подтвердят.

  3. Павел:

    Автору спасибо! Интересно узнавать историю Павлова, особенно на примере известных фамилий. Чьи богатые дома в центре сохранились? Где их потомки теперь? Пишите.

  4. Foma:

    Да-а, истребили предприимчивых людей на корню. Вот и в аграрном деле проблема из-за того, всех, кто умел вести хозяйство с прибылью, записали в кулаки и выжили с родной земли.

  5. duplet:

    Прочитав статью, у меня появился вопрос к ADMINU. На сколько я знаю,
    семья Дегтевых всю свою сознательную жизнь трудились в Варежском столярном цехе от ПМЗ, на котором, в частности, выпускались выше упомянутые сундуки и если придерживаться этой версии, то выходит, что Валентина Дегтева работала на своем «кровном» предприятии?

  6. лариса пестрякова:

    Мой отец Пестряков Евгений Евгеньевич — уроженец деревни Шерстино…интересно было почитать

  7. Виктория:

    Моя бабушка Анна Николаевна Пестрякова 1929 г.р. рассказывала что-то про тарантас и про порванную юбку на похоронах у матери… Хотелось бы побольше узнать про семью Пестряковых… (может быть они наши родственники…)

  8. Иван:

    Недавно нашел у бабушки сундук с клеймом «завод М.Я. Моренова». Любопытство побудило меня поискать информацию, но ничего дельного кроме этого сайта не нашел. Буду признателен если кто-нибудь поможет мне удовлетворить мое любопытство.

  9. Галина:

    Моя прабабушка Елена Устиновна Пестрякова, в замужестве Шадрина. Ее отец, мой прапрадед Устин Пестряков, 1827 года рождения, родом из д..Шерстино Вачского уезда Нижегородской губернии, крестьянин,потом торговал металлическими изделиями и замками для дверей, в купеческую гильдию видимо не записывался. Первую жену Устина звали Анна,общих детей не было,но вроде бы у нее был сын от другого брака. Вторую жену Устина Пестрякова звали Екатерина и у них родилась младшая дочь Елена,старших детей не знаю имен. У Елены и ее мужа Михаила Ивановича Шадрина в 1897 г. родилась моя бабушка Шадрина Евдокия Михайловна . Жили в Муроме,был двухэтажный дом ,после 1917 г. его конфисковали, переехали в другой свой дом в д. Шерстино, в 1930-е продали дом переехали в г.Павлово, потом в г.Муром. Дети Евдокии — сыновья остались в Муроме, дочери и она уехали в Москву,в живых уже никого нет.Фотографии всех предков сохранились. Может это родня Василия Пестрякова?

  10. Галина:

    Не точно в предыдущем комментарии указала к какой губернии относилась деревня Шерстино. До 1929 года д.Шерстино входила в состав Арефинской волости Муромского уезда Владимирской губернии. После 1929 года это Вачский район Нижегородской обл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика