Однажды летом среди «Утомленных солнцем»

В год 65-летия победы нашей страны в Великой Отечественной войне ожидается выход на экраны кинотеатров фильма кинорежиссера Никиты Михалкова, который в рабочем варианте назван «Утомленные солнцем-2». В настоящее время идет монтаж отснятого материала. Часть его была создана на Павловской земле.
В районе побывали многие известные артисты, они общались с павловчанами, занятыми в массовках и на подсобных работах, не отказывались отвечать на вопросы журналистов.
Уже больше года прошло (как летит время!) со времени разговора с Дмитрием Дюжевым и Андреем Мерзликиным. Беседа была очень короткой, настолько позволяли минуты гримирования артистов перед очередным эпизодом фильма, но запомнившейся.

Разноплановые роли Дмитрия Дюжева

Дмитрий Дюжев в фильме "Утомленные солнцем-2"

— Дмитрий, журналисты пишут, что вы – истинно верующий человек. Вера вам не мешает в работе?
— Вера не может мешать, она только помогает. Помогает строить свое поведение, ориентируясь не на личные желания и выгоды, а ради помощи другим, даже иногда спасения других людей. Вера помогает думать о том, чтобы не совершать грехи.
— Те, кто успел с Вами пообщаться на базе в Щепачихе, отзываются о Вас с восторгом, как об очень скромном и не притязательном человеке. Вы такой по жизни или только здесь?
— Говорят, что скромный? Это приятно. Я не стараюсь таким казаться.
— В фильме «Остров» вы сыграли монаха. Необычная роль, потрясающе сильный фильм! На вас они произвели впечатление?
— Роль отца Иова не однозначна. С одной стороны – это человек, который смыслом своей жизни ставит путь к святости, с другой стороны – это человек, который не может простить какой-то незначительный поступок другому человеку, человеку с большой буквы — отцу Анатолию. Он не примиряется с ним, он не прощает его во имя Господа, а продолжает руководствоваться земными чувствами, ревнует расположение к нему настоятеля. Что его привело на остров? Вера ли это? Он служит Богу, как будто служит военный, ожидая повышения. Может быть, священнослужителя привлекли в контролирующие органы, или человека, служащего в органах, назначили на исполнение задачи пребывать среди священнослужителей? Мы не ставили цель рассматривать эту тему в фильме. Но показали, что герой имеет такую оснастку наблюдать за коллегой, доносить настоятелю, то есть не только вера его привела к этому образу жизни.
— Тем не менее, отец Иов, на мой взгляд, не вызывает никакой неприязни у зрителей, скорее — сочувствие.
— Конечно, как раз смысл роли в том, что этот человек пришел от земной жизни со своим восприятием веры, но после испытаний отца Анатолия к нему приходит благословение Божие, для него открывается смысл святости. В конце фильма мы его видим в абсолютно беззащитном состоянии, он несет крест, уходит с ним. Есть надежда, что этот монах примет ту ответственность, которую нес на себе всю жизнь отец Анатолий.
— Вам тяжело переключаться на разные роли, порой, совершенно противоположные? Криминальный Космос — в «Бригаде», монах — в «Острове», а в театре вы сыграли женщину в спектакле «Примадонна».
— Я кукловод, врач, психолог. Я беру роль и рассматриваю ее, как человека. Изучаю его судьбу, историю его болезни, причину. Мы, артисты, видим конкретные действия героев, реплики. Это можно соизмерить с врачебной методикой выслушать пациента и вынести ему диагноз, определить симптомы. Мы слушаем своего героя, почему он так себя ведет, почему он именно это говорит. Потом определяем, как его рассказывать, как его лечить, через болезнь персонажа зрителям мы рассказываем о плохом или хорошем примере.
— А бывает так, что режиссер видит вашего персонажа иным, чем он кажется вам?
— Да, бывает. Профессия артиста зависимая. Здесь свое эго нужно прятать в тему, которую ты играешь. Режиссер может дать тебе задачу, настроение, общую тему, но внутренний мир ты, конечно, создаешь и развиваешь сам. Вот это только твое.
С другой стороны режиссеры разные. Например, Шахназаров много рассказывает именно про внутренний мир персонажа, он наговаривает его на карту памяти актера. После получаса такого общения рождается некое гипотетическое состояние героя. Актеру уже не надо давать ни мизансцен, ни задач. Ты просто начинаешь жить этим, потому что внутренний мир заполнен Кареном Георгиевичем.
Есть другой режиссер — Балабанов, который требует четкой формы. Ты не имеешь права изменяться, ты – типаж. Ты такой, каким он тебя увидит. Он дает тебе форму, ты должен ее исполнять. У него кинолента видения настолько живая, что его никто не может сбить, он приходит на съемки с мысленным представлением этой сцены до малейших мелочей. Например, в конкретный момент должен доноситься крик с улицы, должна быть открыта форточка.
Есть Никита Сергеевич Михалков. Он понимает внутренний мир актера, потому что сам живет чужой жизнью. Ему важны бытовые мелочи, но он приветствует импровизацию, не любит полноты текста, если это не театр. Ему важны препинания. Он изначально отдает нам эту ответственность. Все подобрано в этом ключе. Есть основная тема войны, но главное — это настроения массы людей. При всем этом существуют и жесткие требования.
— Сколько лет вашему герою в «Утомленных солнцем-2»? В гриме вы выглядите намного старше своего возраста.
— Я не думаю, что мой Иван выглядит на сорок, но война потрепала его.
— В фильме ему досталось гореть живьем. Он герой?
— Ваня — простой деревенский парень из Белоруссии. На войне он находит свой единственно правильный путь в не сложившейся для него судьбе. Вместе с Котовым он бежит из лагеря, но не бежит дальше, он хочет остаться рядом с сильным комдивом. Ему не страшно на войне, в окопах он живет, живет тем, что в данный момент дает ему Бог.
— Трюки вы сами выполняете? Говорят, вы сегодня будете гореть? Вам не страшно?
— Будем гореть. Вчера были пробы. Не страшно, пока не знаешь другого примера. Первый дубль был безопасный, так что для страха, нет размаха.
— А отдыхать вам здесь удается? Вы живете на базе в Щепачихе у Михалкова, получается, что круглые сутки находитесь под присмотром режиссера. Это на вас не давит?
— Никита Сергеевич – не только умный и талантливый человек, он еще и очень добрый. Думаю, что у каждого из нас, кто живет в его доме, возникают чувства, как к отцу. Он взял ответственность за нас, и мы очень благодарны ему за это, благодарны за то, что он пустил нас в свой дом, за то, что весь уклад нашей здешней жизни – это единое целое со съемочным процессом. Мы смотрим отснятые эпизоды, потом обсуждаем их во время завтрака, во время занятий спортом, когда играем в футбол и т.д. Можно только мечтать, чтоб вот так, как мы, и работать, и отдыхать рядом с талантливым интересным человеком.

Андрей Мерзликин советует думать и переживать

Андрей Мерзликин в "Уомленных солнцем-2"

— Андрей, вы много снимаетесь. Например, в 2006 году у вас была работа аж в пяти фильмах. Как вы успеваете общаться с семьей, с сыном? Он у вас еще маленький.
— Он родился в конце 2006 года. Когда он родился, я не снимался. А сейчас жена и сын на отдыхе на Кипре, я снимаюсь, а они отдыхают, растут.
— Вы назвали сына в честь кого-то?
— Нет, по святкам назвали, Федором.
— Я читала в Интернете, что у вас в биографии два института: космическое машиностроение и экономическое, и вы не собирались стать артистом. Это правда?
— Да, было такое дело, не собирался, но как-то так дорожка вывела. Я родился в Королеве, мы с Артуром из одного города, из одного поселка (Артур Смольянинов в это время тоже снимался в фильме в нашем районе – прим. автора).
— Правда, что вас отчисляли из института кинематографии за непокорный характер? Был какой-то эпизод, в котором вы поступили по-своему. Вас заставляли извиниться. Вы извинились за грубость, но мнение оставили свое.
— Да, это правильно абсолютно, так оно и было.
— Первый раз я запомнила вас в фильме «Вокзал».
— Давно это было!
— Вы знаете, что после известного фильма «Бумер» вас иногда так просто и называют Бумером?
— Прилепилось, но не дразнят.
— Кого вы играете в «Утомленных солнцем-2»?
— Я играю майора танкиста Николая, ближайшего человека из окружения главного героя Котова. Юрка, Ваня и Николай – три боевых товарища комдива Котова, которого играет Никита Сергеевич Михалков. Так по жизни мы и идем вчетвером. Командой. Играем войну, пытаемся пережить сложный момент в истории нашей страны вместе с Никитой Сергеевичем, и мы ему очень благодарны за то, что он нас взял с собой в одну шайку-лейку.
— Вы до конца пройдете весь фильм? Или ваш герой погибнет?
— Нет, я живучий в фильме.
— Пожелайте что-нибудь читателям, пожалуйста.
— Читателям хочется пожелать смотреть больше хороших фильмов настоящих мастеров. Не предаваться только развлекательному кино, развлекательное кино – это замечательно, я тоже его люблю смотреть, но думать и переживать никто не отменял. Я хоть и не снимался в фильме «12» Никиты Сергеевича, но очень советую его посмотреть. Этот фильм произвел некоторый переворот в моем сознании, и произведет его в сознании, я думаю, любого другого не столичного жителя. Столичные жители не любят, когда их начинают поучать, они люди такие гордые. А вот люди, которые живут подальше от столицы, они воспринимают фильм очень тепло, они понимают радость, понимают страдания, плачут, открыто проявляют свои чувства, аплодируют в конце сеанса. Картина ближе к ним. Это фильм про жизнь.

Елена ГОРГОЦ.
Фото от автора.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.