Письма с Зимней войны
В преддверии подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне нельзя забывать еще об одной дате – 70-летии окончания Советско-Финляндской войны 1939-1940 года, в народной памяти она сохранилась под упрощенным названием – Зимняя.
Страницы истории той «незнаменитой» войны раскрывают хранящиеся в Горбатовском историческом музее письма Павла Ивановича Трофимова — пожелтевшие от времени тетрадные листы, исписанные вдоль и поперек ровным почерком с помощью простого карандаша.
Павла Ивановича мобилизовали на фронт в то время, когда он работал главным бухгалтером на Горбатовской строчевышивальной фабрике и вместе с женой Анной Александровной растил двоих детей. При этом пресса тех лет сообщала, что в зоне военного конфликта на советско-финской границе воюют только регулярные части.
Все письма солдата начинаются одинаково: «…Здравствуй, дорогая Нюра! Шлю тебе свой горячий привет и желаю всего хорошего. Шлю свой сердечный привет дорогим моим сыночкам Вале и Толе и желаю им всего хорошего».
Если погрузиться в чтение незамысловатых посланий, можно представить, как в заснеженной Финляндии в морозную зимнюю ночь в тесной землянке при свете коптилки сидит боец в ватных брюках и телогрейке и пишет весточку домой…
Потрясающие письма. Сколько в них добра, нежности и заботы к родным людям, находящимся от него за тысячу километров!
«…Ты пишешь, что Валя и Толя катались на рулетке. Скажи им, не зашиблись бы, ведь на ней очень быстро катаются…
…Ты пишешь, что Толя стал почти с Валю. Я бы рад посмотреть на него и на вас, но это невозможно. Твоя карточка у меня есть, обязательно мне пришли их карточку…»
Анна тоже просила мужа прислать ей карточку. Он ответил: «У нас нет фотографии, ведь мы не в городе».
Наступил новый 1940 год. В письме с фронта читаем: «1 января. Сидели в землянке и вспоминали, как встречали Новый год в родной стране, наверное, в клубах – новогодние балы и веселье…
…Встретили Новый год со сливочным маслом. Получили подарки от Ленинградских рабочих, мне досталась плитка шоколада…»
Мысленно Павел переносится в родной дом, в семью: «…Получи деньги за выполнение плана. Не жалей денег особенно для детей, чтобы воспитать из них хороших людей. Купи костюмы к 1 Мая, чтобы выглядели прилично, из хорошего сукна со светлыми пуговицами – денег не жалей…»
Находясь далеко, отец переживает о благополучии детей. А на фронте в это время было особенно трудно с продуктами и обмундированием. С самого начала войны вопрос питания бойцов встал очень остро. Продукты замерзали, приходили в негодность. Командование, чтобы разрешить эту проблему, обратило внимание на оставшихся в живых интендантов царской армии, участвовавших в Первой мировой войне.
С трудом отыскали одного генерала. Ночью срочно послали за ним. После продолжительного стука дверь открылась, и перед посыльным офицером предстал маленький седой генерал в мундире при всех орденах, он всегда был готов к аресту.
Когда в штабе испуганный старик стал немного понимать, что от него требуют, он шамкающим голосом проговорил: «Шухари, шало, шпирт». Сухари и сало стали спасением для солдат, а спирт с тех пор ввели в армии, как «наркомовские 100 граммов».
Из письма Трофимова следует, что в январе снабжение в армии улучшилось: «6 января. …Получил новые ботинки, валяные сапоги, ватные брюки и куртку, теплое белье…», «18 января. …Получил на ужин «северный паек» — вино, ветчину, макароны с салом. Был Военторг, купил карандашей, пряников, две шоколадные конфеты…»
Народная молва разносила сведения о том, что на этой войне много убитых, раненных и обмороженных. Анна с беспокойством писала об этом мужу. Он отвечал: «10 января. …Ты пишешь, что Лухманова и Подьяпольского ранили. Я не знал, т.к. их не видел. Не верь слухам, мало ли что могут наговорить. Со мной служат три товарища из Павлова. Был Николаев, он теперь не со мной, а в саперной роте. Прошу, не расстраивайся, береги себя…», «15 января. …не расстраивайся и не верь, что пишут другие, многие пишут лишнее…»
Понимая, что семье трудно без него, Павел писал отцу и брату, просил помогать Анне и ребятишкам. В посланиях к жене есть тому подтверждение: «…Нюра, ты пишешь, что Вася прислал картошку. Он писал мне об этом. …Получил от папаши письмо, ответил, чтобы вас не забывал…»
Искренней светлой любовью и заботой заполнена каждая страничка: «…Нюра, я писал тебе – деньги в письмо не вкладывайте, у меня немного есть, а покупать приходится нечасто, поэтому денег мне не надо. Лучше купи что-нибудь ребятишкам. …Хлопочи насчет сена в Горсовете, женам Красноармейцев кое-что дают…»
В одно из писем были вложены две маленькие записочки. Одна адресована старшему сынишке: «Здравствуй, Валя! Поздравляю тебя с днем твоего рождения 30 января. И желаю тебе всего хорошего. Валя, тебе исполняется 10 лет, ты уже большой, учись хорошенько, слушай маму, не озорничай. Пиши, как учишься в школе и как гостил в деревне в каникулы».
Второе короткое послание посвящено младшему ребенку: «Толе! Шлю привет, ну как, Толя, рисуешь? Наверное, уже все тетради исписал, рисуй больше, мама купит еще. Слушай маму, не озорничай. Когда приеду домой, привезу гостинец. Твой папа!»
В родные края, к семье, к дорогой жене рвалось сердце бойца, выполнявшего священный долг перед Родиной. Удивительно читать успокаивающие родных фразы, зная, что каждый день для него может стать последним в жизни. Нет в письмах жалоб ни на трудности военного быта, ни на опасность. Слово «дорогая» Павел пишет с большой буквы и употребляет его очень часто.
«6 января. Будем надеяться, дорогая Нюра, что пройдет время нашей разлуки и пройдет благополучно. Мы встретимся снова в родном крае, и встреча будет очень хорошей после долгой разлуки с дорогой моей семьей, которая дорога мне больше всего. И так, дорогая Нюра, будем ждать того времени, когда встретимся с тобой. Заживем вместе, будет, о чем нам потолковать и вспомнить, что произошло за это время…»
Не пришел солдат Трофимов с войны. Меньше полутора месяцев нового 1940 года было отведено ему на жизнь, 11 февраля он пал смертью храбрых под городом Выборг в первый день прорыва «Линии Маннергейма». Его имя не забыто, в Горбатове на Центральной площади на мемориале памяти воинам, погибшим во Второй мировой войне, оно выбито на гранитной плите.
Выполнила наказ защитника Отечества его жена Анна Александровна, вырастила детей. Она ушла из жизни в 1967 году. Раньше матери в возрасте своего погибшего на фронте отца умер старший сын Трофимых Валентин Павлович (1930-1965г.г.). Он работал шофером в Горбатовском СПТУ № 8, воспитывал с женой восьмерых детей.
К сожалению, даже до 50 лет не дожил младший сын Анатолий Павлович, он четверть века проработал учителем истории в Горбатовской средней школе. Его жена Елена Васильевна – участник Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 год, воевала в прожекторном батальоне. После войны работала заведующей детским садом, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
Фронтовые письма П.И.Трофимова передала в музей его внучка Надежда Анатольевна Рубцова, она почти 40 лет трудится в системе народного образования, в настоящее время – учителем в МОУ ООШ с.Чмутово.
Не думал солдат, когда писал весточки домой, что они попадут потом в музей. Семья сберегла оставленные на бумаге солдатские мысли. По таким посланиям, по документам из небольших семейных архивов можно сложить правдивую историю большой страны.
Анатолий САВИНОВ,
руководитель Горбатовского краеведческого музея.
Из официальных документов
Финляндия с момента получения в 1918 году независимости от России не скрывала враждебного отношения к СССР. Она построила мощную линию обороны на границе, которая проходила всего в 30 километрах от Ленинграда. Обеспокоенное таким обстоятельством советское руководство обратилось к правительству Финляндии с просьбой — перенести пограничную линию между странами на несколько десятков километров вглубь Финляндии. В качестве компенсации финнам предлагалась территория Карельского полуострова в два раза больше запрашиваемой. Финская сторона категорически отвергла сделку и, опасаясь агрессивной реакции И.В.Сталина, привела войска в боевую готовность, не оставив надежды на мирное урегулирование проблемы.
Советско-Финляндская война началась 30 ноября 1939 года. Наступательные силы Красной Армии составили 19 дивизий (340 тыс. чел.), 1300 танков, 1700 самолетов, 2500 орудий и минометов. Финская армия насчитывала 180 тыс. человек, 270 самолетов, 25 танков, 700 орудий, 13500 пулеметов.
Боевые действия развернулись на Карельском перешейке и в лесах Карелии. По планам командования РККА война должна была продлиться от 7 до 14 дней, но затянулась на четыре с лишним месяца.
С первых шагов Красная Армия натолкнулась на упорное сопротивление финнов. Особенно тяжелые бои развернулись в районе «Линии Маннергейма». Это был неприступный оборонительный рубеж длиной 135 км и глубиной 100 км, основную его часть занимали реки, озера и болота. Многие водоемы не замерзают даже зимой, хотя морозы достигают 30-45 градусов. Леса трудно проходимы из-за мощного снежного покрова, достигающего полутора метров. Густые туманы ограничивают видимость на земле и с воздуха.
Финны построили несколько сотен огневых точек, 90 из них были железобетонными с толщиной стен до двух метров. Они выдерживали прямое попадание снаряда 203 мм.
Особенно прочными были доты, прозванные «миллионниками» за количество денег, потраченных на их сооружение. Они представляли собой укрепления с 5-10 амбразурами, с углубленными железобетонными казармами на 40-100 человек и 2-3 броневыми колпаками, имеющими круговой обзор.
Противником были проложены сотни километров окопных линий двухметровой глубины. В переходах были установлены бронированные щиты.
Перед линией обороны были поставлены каменные надолбы (до 12 рядов) и по 30-45 рядов колючей проволоки (некоторые ряды были под электрическим током).
Линия обороны позволяла вести двух — четырехслойный огонь в промежутках между опорными пунктами. Эти промежутки также защищались сплошными противопехотными и противотанковыми заграждениями.
Не смотря на упорное наступление и героизм наших бойцов, в течение декабря сопротивление финнов не было сломлено. Не помогло и предновогоднее наступление 27-28 декабря – «подарок партии и правительству к Новому году».
Немногочисленная финская армия избрала тактику оборонной партизанской войны. Много потерь понесли красноармейцы от фланговых ударов легких отрядов лыжников, от подрывов мин, ночной стрельбы и снайперов «кукушек». Один из примеров: снайпер Симо Хайко убил 542 наших солдата и офицера.
Неудавшееся декабрьское наступление заставило наше командование учесть грубые просчеты, откинуть пренебрежительное отношение к противнику. В течение января 1940 года боевые действия носили характер боев местного значения. Шла подготовка к новому наступлению, строились дороги к исходным рубежам. Ленинградской железнодорожный узел принимал в сутки по 40-60 эшелонов с войсками. Было дополнительно переброшено 10 стрелковых дивизий, 2 корпуса, 6 артиллерийских полков, огромное количество лыж, маскхалатов, миноискателей, а также бронесани, санитарные сани, лодки-волокуши. С 1 февраля началось новое наступление на Ленинградском и Выборгском направлениях.
На третий день после атаки 11 февраля на «Линию Маннергейма» она была прорвана, а 17 февраля захвачена полностью. Русский солдат одолел и эту твердыню.
Во время Зимней войны в литературе появился знаменитый герой Василий Теркин. Первые стихи о нем напечатали в газете «На страже Родины». В 1943 году вышла в свет брошюра «Василий Теркин на фронте» — это было авторское творение сотрудников редакции. Основным сочинителем стал Н.Щербаков, который написал 11 из 18 стихотворений. Его соавторами были А.Твардовский, Н.Тихонов, Ц.Солодарь и С.Маршак.
Весной 12 марта в Москве был подписан мирный договор. Война закончилась полной победой СССР, но потери нашей страны были огромными.
Многие участники Зимней войны 1939-1940 г.г. потом продолжали служить в Красной Армии и в 1941 году были отправлены на фронт защищать Родину от фашистов.
Как ни сложны были отношения между Россией и Финляндией, история все расставила по своим местам. В 1992 г. было подписано межправительственное соглашение об увековечении памяти погибших российских и финских воинов.
Институтом военной истории выпущена Всероссийская книга памяти Советско-Финляндской войны 1939-1940 г.г. Все ее 10 томов размещены на сайте издательства «Патриот» www.patriot-izdat.ru (memory)
Людские потери в Советско-Финляндской войне 1939-1940 г.г.
В Красной Армии:
убито и умерло от ран – 65384 человека;
объявлено погибшими из числа без вести пропавших – 14043 чел.;
умерли от ран, контузий и болезни в госпиталях – 15921 чел.;
Всего число безвозвратных потерь – 95348 чел.
Раненых и обмороженных – более 265 тыс. человек.
По сведениям СССР Финская сторона потеряла 48243 чел. В сводках противостоявших сторон есть разногласия.
21.04.2010 Метки: музей, Чмутово Рубрики: Исторические факты, Память
17 комментария (-ев)
Воффка - 22.04.2010
В нашей стране замечательные люди… Но их никогда не ценили и не ценят…
Medgid - 04.05.2010
всегда думал, что стану писателем или поэтом, но так и не вышло((
Unitiavto - 04.05.2010
как люди умеют так хорошо писать статьи………….))
Яна - 05.05.2010
Спасибо большое, тому, кто написал…Сильно, я даже прослезилось…
Ermak - 05.05.2010
Подобный материал можно использовать как темы для классных часов!
Вонючий Тунец - 05.05.2010
Чтобы факультативно выносить школьнегам мозги….
admin - 06.05.2010
Иногда думаешь, какой хороший человек. Но оказывается, что ничего о нём не знаешь… И начинаешь сомневаться. Где он настоящий — в жизни или в Интернете?
Вонючий Тунец - 06.05.2010
Правильно! Доверяй, но проверяй!!!
Вонючий Тунец - 06.05.2010
Интересно, а что подразумевается под словом «хороший»? Человек, у которого схожие взгляды? Или человек, который согласен с мнением большинства, ааа?
И вообще, кто должен оценивать человека, какой он, хороший или плохой, кто наделен такими полномочиями?
admin - 06.05.2010
Есть некоторые общеизвестные критерии впечатления о человеке. Разные там заповеди, кодексы чести, правила этикета…
Вонючий Тунец - 06.05.2010
А какова цель этих заповедей, кодексов чести, правил этикета и прочей морали?
Воффка - 06.05.2010
Если сам не понял, то объяснять бессмысленно….
admin - 06.05.2010
Чтобы не оказаться в звериной стае. Не боишься за своего будущего ребёнка, если ему придётся жить в обществе, где «кто сильнее, тот и прав»?
Вонючий Тунец - 07.05.2010
А мы сейчас разве не в звериной стае живем, где тот, кто сильнее, тот и прав?
Вася - 07.03.2011
Мы сейчас все, и вы все тоже, в звериной стае не живём, а медленно сдыхаем. Интересно, а вам это нравится?
Электорат - 08.03.2011
Не нравится, но разве в силах отменить дождь или ветер, когда они не нужны-закон природы, а человек тоже природа и живет по законам стаи. Война только одна справедливая-освободительная. И призывы жить праведно-ничего не дают, к сожалению. Кто хоть раз не нарушал закон МОРАЛИ? Нет таких.
савинов анатолий (автор ) - 09.06.2011
Большое спасибо за отклики на статью! Приятно осознавать,что твое дело и слово не пропадает зря.Для Medgid.Начинать писать никогда не поздно. Первая моя статья вышла,когда мне исполнилось 46 лет. Главное сделать первый шаг и не оглядываться назад.Еще раз благодарю всех!
Написать комментарий